Богатая еврейская история Газы

Богатая еврейская история Газы
Осада Газы войсками Александра Македонского в 332 г. до н.э. Фото: De Luan / Alamy Stock Photo

В результате жестокой расправы ХАМАСа над более чем 1300 израильтянами 7-го октября Газа вновь оказалась в центре внимания международного сообщества.

И хотя об этой узкой полосе на средиземноморском побережье сказано немало, мало кто знает о ее вкладе в историю еврейского народа, содержащем в себе некоторые уроки, имеющие отношение к нашей сегодняшней ситуации.

Действительно, связь евреев с Газой уходит корнями в седую древность. Согласно Библии, прародители еврейского народа, Авраам и Ицхак, жили в Газе. В Книге Берешит (20:1) говорится, что Авраам жил в Гераре, городе в Газе.

Позже, когда в стране начался голод и сын Авраама Ицхак задумал уйти в Египет, Бог остановил его в Гераре: «Живи в этой земле, и Я буду с тобою, и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии» (Берешит 26:3).

Ицхак остался в Газе, и именно там Бог счел нужным подтвердить Свой завет с еврейским народом и даровать ему всю Землю Израиля.

Спустя столетия, после исхода из Египта, когда евреи наконец-то достигли Земли Обетованной, Газа была отдана колену Иуды (см. Иисус Навин 15:47) в удел, и, согласно Книге Судей (1:18), «Иуда овладел Газой и границей ее».

Тем не менее, враждебные евреям филистимляне продолжали удерживать контроль над частью территории, являясь «занозой в боку Израиля». Звучит знакомо?

Позже, в 145 г. до н.э., примерно через два десятилетия после освобождения Иерусалимского Храма и ханукального чуда с маслом, царь Йонатан из Хасмонейской династии, младший из пяти сыновей Матитьяху, напал на Газу.

Как пишет Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (т. 13, 5:5), Йонатан «поставил часть своего войска вокруг самой Газы, а с остальными разграбил их землю, и разорил ее, и сжег все, что в ней было. Когда жители Газы увидели себя в таком бедственном положении... они пришли к Йонатану и заявили, что будут его друзьями и окажут ему помощь».

Иными словами, Йонатан завоевал территорию, умиротворил население и заставил жителей Газы просить о мире.

Тем не менее, несмотря на полученные заверения, жители Газы продолжали выступать против Израиля, и Шимон Маккавей, сменивший Йонатана, решил завершить начатое братом дело.

Как повествуется в Первой книге Маккавеев, воины Хасмонейского царства вошли в город Газу, в результате чего местные жители «громким голосом стали умолять Шимона даровать им мир». Они умоляли Маккавея: «Поступи с нами не по злобе нашей, а по милосердию твоему».

Шимон согласился, но только после того, как принял ряд мер, чтобы Газа никогда больше не представляла угрозы.

В частности, он «поставил там таких людей, которые соблюдали закон, и сделал ее сильнее прежнего», по сути, восстановил безопасность на непокорной полосе земли. Шимон также послал евреев заселять эту территорию и даже построил себе дом в Газе, как бы подчеркивая тем самым, что еврейский народ намерен остаться там.

Но даже эти меры не смогли решить проблем с беспокойными соседями евреев, жившими в Газе. Только когда Александр Янней, правнук Матитьяху, захватил город в 100 г. до н.э., угроза была окончательно устранена, и на юго-западной границе еврейского государства Хасмонеев воцарился долгожданный мир. Александр, как рассказывает Иосиф, «совершенно ниспроверг их город... проведя в осаде целый год».

Тогда, как и сейчас, жители Газы заявляли, что хотят мира, но продолжали нападать на Израиль. И тогда, как и сейчас, ограниченные военные операции приводили лишь к кратковременному затишью, пока, наконец, еврейское государство не решило установить полный контроль над этой территорией.

Впоследствии, в эпоху Талмуда, в Газе проживало многочисленное еврейское население, и она служила крупным торговым портом. В трактате «Сота» (20б) Талмуд упоминает раввина по имени Элиэзер, сын Ицхака, о котором говорится как о жителе Кфар-Дарома, города в Газе.

Действительно, одна из древнейших синагог, найденных на территории Палестины, находится в Газе и датируется началом VI века, т.е. более чем за 1400 лет до создания ХАМАСа и ООП.

В 1965 г. на окраине города Газа, недалеко от моря, египетские археологи обнаружили мозаичный пол из синагоги. На нем был изображен царь Давид, играющий на лире, и его имя, четко написанное на иврите.

В средние века в Газе существовала процветающая еврейская община, в том числе в городе Рафиах, где евреи обитали почти 300 лет, вплоть до прихода крестоносцев в XII веке. Крестоносцы жестоко разрушили город и оставили его в руинах. Ряд еврейских реликвий этого периода, например, письма и переписка членов общины, были позднее найдены в каирской генизе.

В Газе жили выдающиеся раввины, оставившие неизгладимый след в истории иудаизма. Среди них раввин Исраэль Наджара, автор популярного гимна «Ках риббон олам», который поют в еврейских домах по всему миру каждый шаббат. Он служил главным раввином Газы до своей смерти в 1625 г. и был похоронен на еврейском кладбище города. Да, в Газе было когда-то и еврейское кладбище.

Великий средневековый каббалист рабби Авраам Азулай также жил в Газе, где он написал свой знаменитый труд «Хесед ле-Авраам», а также комментарий к Библии.

После изгнания евреев из Испании и Португалии в конце XV века небольшая группа сефардов обосновалась в Газе, где члены еврейской общины занимались различными ремеслами: были купцами, ювелирами, земледельцами.

И чтобы ни у кого не оставалось сомнений, Газа считается частью Земли Израиля. Об этом свидетельствуют Нахманид и рабби Хаим ибн Аттар (Ор а-Хаим) в своем комментарии к Берешит 26:3.

В XVIII веке крупный талмудист рабби Яаков Эмден постановил, что Газа является неотъемлемой частью национальной территории еврейского народа. «Газа и ее окрестности без сомнения считаются частью Земли Израиля, — писал он в своем труде «Мор у-кеция». — Нет никаких сомнений, что жить там, как и в любой другой части Земли Израиля, — мицва».

Возможно, именно благодаря глубоким корням еврейского присутствия в Газе, несмотря на то, что за последние 2000 лет евреев семь раз изгоняли из сектора, они всегда стремились вернуться. В 61 г. н.э. римляне изгнали евреев из Газы. Затем так же поступали крестоносцы, Наполеон, турки-османы, британская армия в 1929 г., египтяне в 1948 г.

А в 2005 году правительство Израиля присоединилось к позорному списку тех, кто стремился покончить с еврейским присутствием в Газе, выкорчевав Гуш-Катиф и другие еврейские общины в этом районе.

Как видно из этого краткого исторического экскурса, еврейская история Газы — это история триумфа и трагедии, изгнания и возвращения, зеркально отражающая историю еврейского народа в целом. Но как бы надуманно это ни звучало сейчас, мечта о еврейской Газе не развеялась. Газа — это не только страница еврейской истории, она часть еврейской судьбы навсегда.

В своем комментарии на Берешит 26:23 средневековый французский раввин Давид Кимхи, живший 800 лет назад и известный как Радак, прозорливо писал, что еврейский народ не удержит Газу без споров и раздоров, но в конце концов, в мессианскую эпоху, эта полоса земли будет полностью принадлежать нам.

Пусть это произойдет как можно скорее, еще в наши дни.

Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи