| Ицхак Галь
Ицхак Галь

Бедная Газа, богатый ХАМАС. Как функционирует экономика сектора

Бедная Газа, богатый ХАМАС. Как функционирует экономика сектора
Палестинские полицейские стоят рядом с грузовиком на КПП Керем-Шалом Фото: IBRAHEEM ABU MUSTAFA/REUTERS

Один из множества вопросов, возникших после террористической атаки ХАМАСа на юг Израиля 7-го октября, касается источников финансирования этой организации, с помощью которых она наращивает военный потенциал и контролирует сектор Газа. На ум сразу же приходит Катар, однако данные указывают на более сложный и вызывающий тревогу ответ.

Сектор Газа — один из беднейших районов планеты, но правящий там режим ХАМАСа весьма богат. С момента прихода к власти в 2007 г. он создал пять каналов финансирования. Четыре из них действуют в рамках соглашений, к которым в той или иной степени причастен Израиль.

В совокупности эти каналы приносят ХАМАСу от 2 до 2,5 млрд долл. в год. Это огромная сумма по сравнению с размерами экономики Газы. Для примера: бюджет Палестинской автономии (ПА), за вычетом сумм, перечисляемых в сектор Газа, составляет чуть более 3 млрд долл. в год. Часть средств, поступающих по этим пяти каналам, используется для финансирования гражданских государственных служб, а остальная часть — для пополнения арсеналов ХАМАСа.

Как же ХАМАС добывает деньги?

Бюджет ПА — самый важный источник, несмотря на то, что в 2007 году ХАМАС силой изгнал ПА из Газы. Его годовой объем оценивается более чем в 1 млрд долл. Эти суммы перечисляются через банковскую систему, контролируемую Израилем. Из них выплачиваются зарплаты и пенсии 40 тыс. государственных служащих Газы, а также покрываются некоторые гражданские расходы. Кроме того, ПА оплачивает водоснабжение, энергоснабжение и медицинское обслуживание Газы, перечисляя миллионы долларов в год Израилю, который предоставляет эти услуги.

Вторым источником финансирования является Катар. Раньше катарская помощь доставлялась через Израиль в чемоданах, набитых наличными. Сегодня она переводится через банки под контролем ООН и с разрешения Израиля. Ее общий объем оценивается в 400 млн долл. в год. Эти деньги идут на социальные выплаты, часть зарплаты гражданских и военных служащих ХАМАСа, а также на гражданские расходы, например, топливо для электростанции в Газе. На военные цели эти средства, насколько известно, практически не идут.

Таможенные пошлины и налоги, взимаемые ХАМАСом, являются дополнительными источниками дохода. К ним относятся высокие таможенные пошлины и налоги на импорт из Египта, ввозимый через КПП Рафах, а также «налоги», взимаемые ХАМАСом с контрабандистов, перевозящих товары. В прошлом эти контрабандисты действовали через туннели на границе сектора Газа с Египтом.

После того как египтяне разрушили туннели, контрабанда продолжается различными путями, хотя и в меньших масштабах. Значительную часть товаров, ввозимых через КПП Рафах, составляют товары с высокой «налоговой составляющей» (бензин, сигареты и т.д.). Все эти налоги идут ХАМАСу, поскольку он имеет абсолютный контроль над этим маршрутом.

Кроме того, ХАМАС взимает налоги, сборы и различные платежи с импорта из Израиля, поступающего в Газу через КПП Керем-Шалом. В совокупности эти два канала «налоговых поступлений» составляют вторую по величине составляющую финансирования режима ХАМАСа — около полумиллиарда долларов в год.

465355.jpg
Женщина демонстрирует 100 долларов, полученные в качестве финансовой помощи Катара

Все эти «налоги и сборы» являются незаконными в соответствии с международными таможенными правилами, а также Парижским протоколом (подписанным между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) 29 апреля 1994 г. и включенным с незначительными изменениями в Соглашение Осло-2 от сентября 1995 г.) и другими соглашениями между Израилем и ООП и ПА. Они взимаются за счет налогов и сборов, которые ПА должна собирать для покрытия собственных расходов на финансирование гражданских служб в Газе. Из этого неконтролируемого источника выплачивается зарплата военным аппаратам ХАМАСа, а также оплачивается военная техника.

Пятый источник — это иранская помощь, пожертвования сторонников ХАМАСа и другие источники за рубежом. Трудно оценить объем этих средств, которые перечисляются запутанными и окольными путями. Часть помощи поступает в виде военной техники, ввезенной в Газу контрабандным путем, часть — в виде наличных денег, переводимых через обменные пункты. Вероятно, сумма этих различных источников составляет несколько сотен миллионов долларов в год, причем почти все они направляются на закупку военной техники и другие военные нужды.

Эти оценки показывают, что более двух третей бюджета» ХАМАСа проходит через ПА, а его передача возможна с одобрения или согласия Израиля. Вместе с катарской помощью это означает, что почти все финансирование ХАМАСа осуществляется с одобрения или согласия Израиля. Единственный источник доходов, в котором Израиль не участвует, — это «налоги», которыми ХАМАС облагает импорт через КПП Рафах, а также контрабанда из Египта в Газу, масштабы которой неизвестны.  

Эффективная диверсификация финансирования позволила ХАМАСу укрепить контроль над Газой и усилить наращивание военной мощи, серьезно подорвав уровень жизни населения.

Так, например, национальный доход на душу населения в Газе, который до прихода к власти ХАМАС был практически равен таковому на Западном берегу реки Иордан, сократился до одной трети от его уровня. Эта цифра свидетельствует о глубине экономического кризиса в Газе еще до войны и об ужасающей эксплуатации населения Газы ХАМАСом. Предположительно, война, развязанная ХАМАСом против Израиля, приведет к масштабной гуманитарной катастрофе в Газе, которая потребует масштабных дорогостоящих восстановительных работ.

Из этого следует печальный вывод: Палестинская автономия и Израиль сознательно способствовали укреплению ХАМАСа в Газе. Таким образом, вина Израиля заключается не только в плохой разведке и военной готовности, но и в небрежности при отслеживании того, где и как использовались средства.

При участии проф. Эли Подэ

Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи