Лидеры Иордании, Турции, Катара и Египта выступают с соболезнованиями в связи со страданиями мирных жителей Газы, а Генеральная Ассамблея ООН только что призвала к прекращению огня, не упомянув ни о причинах этой войны, ни о праве Израиля на самооборону.
Упускается из виду, что ближайшее и отдаленное будущее мирных жителей Газы находится именно в их руках. Тогда почему они не делают ничего, кроме как обвиняют Израиль?
Иордания: ее население в значительной степени состоит из палестинцев, и фактически она была создана после Первой мировой войны как будущее палестинское государство. Османская империя вступила в Первую мировую войну с Германией, а когда они проиграли войну, Лига Наций разделила Ближний Восток. Великобритания получила мандат на управление «Палестиной», а Декларация Бальфура определила план создания еврейской национальной территории в Палестине и арабской — в Трансиордании. Британцы посадили на трон Трансиордании семью Хашимитов, хотя на самом деле Хашимиты не были выходцами из этой части Ближнего Востока. Их происхождение скорее связано с Ираком и Саудовской Аравией.
Когда в 1949 г. закончилась Война за независимость Израиля, Иордания оккупировала Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, где проживало более многочисленное арабское население, чем в самой Иордании. Иордания открыто поддерживает палестинцев, но очень обеспокоена тем, что в один прекрасный день большинство ее населения перейдет под контроль Аммана. Королевская семья получила британское образование и отличается высокой культурой и утонченностью. Около 20 лет назад я обедал в Палм-Бич с сестрой нынешнего короля, и западная утонченность этой семьи была очень заметна, как и ее огромное богатство. На самом деле иорданская королевская семья имеет мало общего с населением страны. Когда в 2017 году я посетил Иорданию, я спросил нашего гида, что иорданцы думают о мирном соглашении между Иорданией и Израилем, и он ответил, что 90% против этого мирного соглашения, и добавил: «Слава Богу, что у нас есть король».
Королю Абдалле нужно, чтобы палестинская проблема являлась головной болью одного только Израиля, и в значительной степени его выживание зависит от Израиля, США и в некоторой степени от Великобритании. Сейчас он публично критикует Израиль, но то, что не дает ему спать по ночам, — это рост поддержки ХАМАСа на Западном берегу и в самой Иордании.
Турция: Эрдоган заставляет Мустафу Кемаля Ататюрка переворачиваться в гробу. Нынешний лидер Турции — исламист, симпатизирующий «Братьям-мусульманам», что делает его другом ХАМАСа и врагом Египта и других арабских стран. Турцию связывают с Израилем сложные отношения, поскольку Эрдоган хочет иметь авторитет на Западе и видит выгоду в отношениях с Израилем, но его сердце принадлежит ХАМАСу. Он разрешает ХАМАСу иметь свои представительства в Турции.
Катар: Эта богатая нефтью и газом страна поддерживает союзнические отношения и с США, и с Ираном. В Катаре имеется значительное военное присутствие США, но шейх Тамим ибн Хамад Аль Тани поддерживает тесные связи с Ираном и противоречивые — с другими соседями: Саудовской Аравией, Бахрейном и ОАЭ. Телеканал Al Jazeera контролируется катарцами и в значительной степени является рупором своего хозяина. Что говорит Al Jazeera, то и думает шейх. Катар принимает руководство ХАМАСа в Дохе в роскошных условиях, а также финансирует ХАМАС.
Хотя официальные лица Катара поддерживают контакты с Израилем, он также поддерживает врагов Израиля.
Египет: президент Сиси пришел к власти в результате переворота, свергшего ставленника «Братьев-мусульман» Мурси. Он далеко не друг ХАМАСа и, вероятно, молится за то, чтобы Израиль уничтожил ХАМАС. Но меньше всего он хочет унаследовать Газу, которую Египет контролировал до 1967 года. Чем меньше ему придется иметь дело с Газой, тем лучше для него.
Это подводит меня к вопросу о том, почему Иордания, Турция, Катар и Египет обладают ключом к тому, что будет лучше для мирных жителей Газы. Совместно, при поддержке других арабских стран и международного сообщества в целом, они должны присоединиться к идее президента Франции Макрона о создании международной коалиции против ХАМАСа, как они это сделали в отношении ИГИЛа.
Турция и Катар должны закрыть офисы ХАМАСа, выслать хамасовских лидеров и прекратить всякую поддержку группировки. Иордания должна публично выступить против ХАМАСа, а Египет должен полностью пресечь любой импорт в Газу всего, что может быть полезно ХАМАСу. Вместе они дадут понять ХАМАСу, что с его присутствием в Газе покончено. Они также берут на себя обязательство установить в Газе власть палестинской администрации (при этом строго контролируя коррупционные наклонности ПА), финансировать восстановление Газы и помогать поддерживать безопасность.
Если они возьмут на себя такое обязательство, не только на словах, то смогут попросить Израиль воздержаться от полномасштабного наземного вторжения в Газу.
Если эти страны и весь мир действительно (в чем у меня есть серьезные сомнения) хотят лучшего для мирных жителей Газы, то этот план имеет безусловный смысл. Граждане Газы будут в безопасности и будут иметь будущее, а Израиль будет в большей безопасности. Более того, если этот план удастся реализовать, он даст толчок к поиску лучшего будущего для палестинцев на Западном берегу.
К сожалению, в реальности гораздо проще обвинить Израиль.
Times of israel, перевод Якова Скворцова