| Мэнни Бехар
Мэнни Бехар

Цена выкупа

Цена выкупа
Возвращение Гилада Шалита в Израиль в октябре 2011 г. Фото: Israeli Government, via Associated Press

В заложниках в Газе находятся более 220 евреев. Каждая из этих драгоценных еврейских душ бесконечно ценна. Вернуть их домой — требование Галахи и заявленная цель операции Израиля в Газе. Однако необходимо принять решение: как быть, если цель спасения еврейских жизней сегодня может привести к жертвам среди других евреев и поставить под угрозу еврейский народ в целом? Обращение к нашей истории и галахическим источникам не даст нам ответов, но может дать понимание.

В прошлой недельной главе мы читаем о том, как Авраам и 318 человек спасли своего племянника Лота, когда тот попал в плен к четырем царям. Раши утверждает, что причиной пленения Лота стало его пребывание в Содоме, городе, известном своим нечестием и извращением справедливости. Авраам не говорит, что пленение послужило Лоту в пользу того, что он решил поселиться в Содоме. Важно было то, что Лот был членом семьи. Авраам, не колеблясь, выступил против самых могущественных правителей своего времени, чтобы спасти племянника. Традиция идти на многое ради спасения своих соплеменников уходит корнями в самое начало нашей истории.

Попытки спасти заложников на протяжении многих лет имели неоднозначные результаты. Самым известным случаем стало спасение 4 июля 1976 года 102 заложников рейса 139 авиакомпании Air France, угнанного в аэропорт Энтеббе в Уганде. Другие попытки были значительно менее успешными. Так, 6 сентября 1972 г. попытка западногерманских властей спасти членов израильской олимпийской сборной закончилась убийством всех спортсменов. 15 мая 1974 г. израильский спецназ совершил налет на школу в Маалоте, где в заложниках находились 115 израильских детей. Все террористы были убиты, но при этом погибли 25 детей. Операция «Орлиный коготь» — попытка американцев спасти 52 заложника в Иране — была сорвана, в результате чего два самолета потерпели крушение и были уничтожены.

Захват евреев в заложники и плен — явление не новое. В древности пленных часто продавали в рабство. Такова была судьба евреев после разрушения Первого храма вавилонянами и Второго храма римлянами. Другие евреи приложили немало усилий, чтобы выкупить как можно больше таких пленных.

В течение многих лет преступники, по-видимому, довольно часто захватывали людей, особенно женщин, и удерживали их ради выкупа. Невыкупленных пленниц ждала участь рабынь.

Гемара в Бава Батра (8Б) называет выкуп пленников (пидьон швуим) великой мицвой.

Это было закреплено Маймонидом (Законы о дарах бедным 8:10) и Шулхан Арухом (Йоре Деа 452:1-3), где сказано следующее: «Выкуп пленных имеет приоритет перед помощью беднякам пищей и одеждой. Нет более важной мицвы, чем выкуп пленных. Средства, собранные на другую цель, даже на строительство синагоги, могут быть направлены на выкуп пленных». Далее они утверждают, что тот, кто отказывается от выкупа пленных, нарушает множество положительных и отрицательных заповедей. Любая задержка с выкупом пленных сродни убийству. Очевидно, что пидьон швуим (выкуп пленных) является одной из наших самых приоритетных задач.

Однако Мишна в Гиттине (45A) утверждает: «Мы не выкупаем пленных дороже их денежной стоимости ради тиккун олам (улучшения мира)». Гемара приводит два примера того, почему мы не должны платить чрезмерные выкупы. Финансовое давление, связанное с принятием на себя обязательств, которые мы не можем выполнить, может разорить общину. Уступка требованиям похитителей и предоставление им финансовой выгоды может побудить их захватить еще больше пленников и удерживать их ради выкупа. В кодексах Маймонида (Законы о дарах бедным 8:12) и Шулхан Аруха (Йоре Деа 452:1-4) говорится следующее: «Мы не выкупаем пленников дороже их денежной стоимости из-за тиккун олам, чтобы наши враги не прилагали лишних усилий для их захвата». Другими словами, если мы дадим нашим врагам финансовую выгоду, это только подтолкнет их к захвату новых пленников.

Однако в Шулхан Арухе есть важная оговорка. Ограничение на сумму выкупа действует только в случае использования общинных средств. Отдельный человек может заплатить неограниченную сумму, чтобы выкупить себя или других. Община должна платить больше, чтобы выкупить знатоков Торы.

Мишна в тр. Гиттин продолжает: «Мы не помогаем пленникам в их попытках бежать, чтобы улучшить мир; Раббан Шимон бен Гамлиэль сказал, что для улучшения пленников».

И Рамбам (Матнот Анеим — Законы о дарах бедным 8:12), и Шулхан Арух (Йоре Деа 452:5) постановили: «Мы не помогаем пленным в их попытках бежать из опасения, что наши враги будут обращаться с ними более сурово или поставят более суровую охрану».

С одной стороны, пидьон швуим — одна из важнейших мицвот. Невыполнение или даже промедление в ее выполнении сродни убийству. Однако мы не должны переплачивать, так как финансовая выгода, полученная врагом, побудит его захватить еще больше пленных. Каждая еврейская жизнь имеет бесконечную ценность. Мы должны приложить все усилия для спасения заложников. Однако нам приказано не делать этого, если это приведет к тому, что в будущем мы поставим под угрозу еще больше еврейских жизней.

Рав Меир из Ротенберга, один из ведущих мудрецов Торы XIII века, находился в плену. Рав Ашер бен Иехиэль собрал 23 000 фунтов серебра, чтобы выкупить его.  Ссылаясь на Мишну (Гиттин 45А), рав Меир постановил, что выкуп платить не следует, поскольку это может привести к похищению других евреев.

В июне 1944 г. Рудольф Кастнер договорился с Адольфом Эйхманом об освобождении более 1600 венгерских евреев, включая Сатмарского ребе, других лидеров общины и членов его собственной семьи, которые должны были быть перевезены в Швейцарию в обмен на золото, бриллианты и наличные деньги. Одни называют Кастнера героем, спасшим более 1600 еврейских жизней. Другие осудили его как нацистского коллаборациониста, который, по словам приговора израильского суда, «продал душу дьяволу».

Один из самых изощренных терактов произошел в сентябре 1970 г., когда Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), являющийся филиалом ООП, захватил четыре самолета, направлявшихся в Нью-Йорк и один в Лондон. Три самолета были переправлены на удаленный аэродром в Иордании. Угонщики взорвали три самолета в Иордании после того, как люди были доставлены в другое место для содержания под стражей. Они потребовали освободить террористов, содержащихся в израильских и европейских тюрьмах, и пригрозили убить 50 евреев, находившихся в заложниках, если их условия не будут выполнены. Среди заложников находился раввин Ицхак Хантер, глава ешивы «Хаим Берлин», один из ведущих ученых Торы своего времени. Некоторые студенты ешивы хотели собрать деньги для выкупа раввина Хантера и его семьи. Раввин Яаков Каменецкий, один из самых почитаемых мудрецов того времени, говорил, что даже если речь идет о жизни мудреца Торы, не следует платить выкуп за заложников во время войны, поскольку эти деньги будут использованы для того, чтобы уничтожить нас. Угон самолета привел к гражданской войне в Иордании, в ходе которой король Хусейн при тайной помощи Израиля одержал победу над ООП и сирийцами. Заложники были освобождены в обмен на трех террористов НФОП, содержавшихся в швейцарских тюрьмах, и одного террориста, остановленного при попытке захвата самолета авиакомпании «Эль-Аль».

Крупнейший обмен пленными между Израилем и палестинцами произошел в 2011 году, когда Израиль освободил 1027 заключенных в обмен на одного израильского солдата, который находился в плену в Газе в течение пяти лет. Среди освобожденных были террористы, отбывавшие 200 пожизненных сроков за убийство почти 600 израильтян. Среди них был и Яхья Синвар, нынешний лидер ХАМАСа в Газе. Обмен был поддержан большинством израильской общественности и получил высокую оценку за то, что он показал, насколько Израиль дорожит одной жизнью. К сожалению, этот обмен показал ХАМАСу, что самый верный способ добиться от Израиля уступок — это захват и удержание заложников. В первую годовщину обмена ХАМАС устроил праздник, на котором поклялся захватить еще больше заложников для обмена на заключенных террористов. Эту клятву они выполнили в Симхат Тора этого года.

Термин «тиккун олам», используемый в Мишне, означает, что мы выносим определенные постановления из практических соображений, направленных на улучшение жизни общества и основанных на реальных обстоятельствах. Пидьон швуим — одна из важнейших мицвот. Нет предела тому, на что мы должны пойти, чтобы вернуть наш народ домой. Но при этом необходимо учитывать влияние на жизнь и безопасность Государства Израиль, еврейского народа и самих заложников сейчас и на долгие годы вперед.

Решение о том, что делать с ситуацией с заложниками, как и многие другие, которые придется принимать в ходе этой войны, будет непростым. Они должны быть приняты на основе трезвого рассмотрения рисков и мрачного осознания их стоимости. Но они также должны быть сделаны с верой и уверенностью, основанной на гафторе прошлой недели.

«Не бойтесь, ибо Я с вами. Не бойтесь, ибо Я - Б-г ваш. Спорящие с вами будут посрамлены и удручены. Те, кто воюет с вами, будут ничтожны и погибнут". ....... Ибо Я Господь - Б-г твой, Который взял тебя за правую руку, Который сказал тебе: не бойся, Я буду тебе помощью» (Ис. 41:10-13).

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи