Кадры резни ХАМАС 7 октября будут показаны на этой неделе в Голливуде и Нью-Йорке.
Когда у общества возник некий скепсис по поводу жестокости нападений террористов ХАМАС на евреев в Израиле, ЦАХАЛ собрал в один фильм 45 минут ужасающих видеокадров (большая часть которых была снята самими террористами) убийств, обезглавливания жертв, изнасилований и других зверств в отношении как взрослых, так и стариков и детей. Сначала эти кадры показали мировым лидерам, послам и журналистам, освещающим нападение и последующий ответ израильских вооруженных сил, но на этой неделе это видео посмотрят посетители показов, организованных в Голливуде и Нью-Йорке.
Несколько евреев в Голливуде спрашивали меня, был ли я в смятении после просмотра отснятого материала, стоит ли им подвергать себя такому испытанию.
Фильм ЦАХАЛа не содержит никакого повествования и объяснения. Кроме стрельбы, единственные звуки в нем – крики творящих звества террористов, и крики их жертв, которые верили, что нечто подобное никогда не повторится. Просмотры состоятся на этой неделе - Deadline намеренно не разглашает дату и место проведения по соображениям безопасности, но найти билет для тех, кому он нужен, не составит труда — и я не удивлюсь, если после первого будут и другие показы. Фильм называется «Свидетельствуя» — обычно этот термин используют в отношении Холокоста.
Инициаторы показа, которые работали с Антидиффамационной лигой и Американским еврейским комитетом над его организацией, надеются, что он развеет недоверие и скептицизм по поводу событий 7 октября, в результате которых 1400 человек погибли и 240 стали заложниками, и напомнят, что именно это нападение стало причиной наземной войны, которая в настоящее время ведется в секторе Газа, неся с собой, как результат этой резни, смерть и страдания.
Я разговаривал с Гаем Нативом, израильским режиссером, лауреатом премии «Оскар», Его фильм « Голда» повествует о попытках Голды Меир спасти Израиль от разрушения в войне Судного дня 1973 года, а картины «Кожа» и «Незнакомец» затрагивают антисемитизм и ненависть в других формах.
Натив и актриса Галь Гадот станут публичными лицами этих показов. Я спросил его, почему он так активно предлагает кадры, которые нельзя не посмотреть, политическим сановникам, лидерам индустрии развлечений и местным чиновникам. Он ответил мне, что эта акция завершает некий круг ценностей, привитых ему его пережившим Холокост дедом Рубеном Моновицем. Эти показы - о том, что происходит, когда обществу позволяют пожимать плечами и маргинализировать или обесценивать варварское насилие.
«Я собираюсь вернуться в Холокост, к своему деду», — сказал Натив, - его отправили вместе с семьей в Освенцим. И когда ему было 60 лет, единственный выживший в Холокосте — мой дед Рубен, который сбежал, но был пойман отправлен в трудовой лагерь, благодаря чему выжил — привез своих внуков в Польшу. Он взял туда всех нас. И когда мы были в Освенциме, он сказал мне: послушай, я ненавижу немцев, нацистов за то, что они со мной сделали. Но еще больше я ненавижу поляков, потому что они ничего не сказали. Они видели меня и мою семью, эти зверства, но промолчали. Они махали нам руками, когда нас грузили в эти грузовики. И мир ничего не сказал, когда произошли эти зверства в Европе. И тогда он сказал мне: «Парень, у тебя нет необходимости использовать свой голос как режиссера, чтобы напомнить миру о этих зверствах и показывать, что происходило». Но 7 октября вернуло меня к Холокосту: дети, младенцы, женщины, изнасилованные, сожженные заживо, обезглавленные. И люди нам не верят. Сценарий тот же, что и во время Холокоста: «этого не могло произойти». У меня есть палестинский друг, хороший парень, который прочитал в Интернете, что с рейв-фестиваля люди просто убежали и их никто там не убивал. Было много лжи. И она возмутила меня.
«Эти необработанные кадры должны быть показаны миру… неважно, Лос-Анджелес это, Нью-Йорк или Япония, люди должны увидеть, что произошло. Это Холокост. Это не просто инцидент. Мой дед завещал мне эту мицву. Я не подберу подходящих слов для этого, но он поручил мне нести правду в этот мир. И я это делал своей короткометражкой «Кожа» и фильмом «Голда». Я создаю кино, рассказывающее правдивые истории о мире, в котором мы живем. Поэтому этот показ предназначен не только для евреев. Он - для всех представителей отрасли. Это свидетельство от режиссера к режиссеру, от рассказчика к рассказчику».
Еще Натив рассказал, что у его деда была семья из 16 человек: сестры, братья, матери.
«Все погибли. В моей семье есть румынская сторона, сторона деда - польская. Так они все погибли. И мои бабушка и дедушка остались единственными, кто выжил, - говорит режиссер.
«Моя цель сейчас - показать, с чего все началось. Зверства, мини-Холокост, который там произошел, и то, что мы, как нация, как мир, не можем стоять на месте и молчать и просто жить дальше. Это не значит, что я против палестинцев. Я за решение о двух государствах. У меня есть палестинские друзья. Я режиссер левого толка, но это не дело левых или правых. Это просто то, что должен увидеть весь мир. И в этом моя миссия».
Я спросил Натива о неизбежных протестах, отражающих то, что многие размещают в социальных сетях: фото жертв, страдающих от наземной войны в секторе Газа, целью которой является искоренение ХАМАС и освобождение заложников.
Мне больно за каждого человека, который теряет свою жизнь в этой войне. Это ужасно. Это нужно увидеть, нужно увидеть всё, и этот показ не умаляет страдания других людей».
Видеозапись, по его словам, была собран из разрозненных кадров ЦАХАЛом и одобрена семьями жертв, которые фигурируют в ней. Это жуткая параллель с кадрами свидетельств о Холокосте, которые увидели во всем мире после поражения Германии во Второй мировой войне.
«После Холокоста тоже была опубликована серия необработанных кадров, которые были показаны миру», — рассказал мне Гай, - на самом деле это был не документальный фильм, а сырые кадры, собранные после 1945 года, все кадры, снятые американцами, или найденные у немцев. Они собрали это вместе и показали миру. Это именно то, что мы делаем. Это то, что сделал ЦАХАЛ. Это те же самые кадры, которые они показали правительству».
«В этой пленке присутствуют два формата видео: один – с нательных или налобных камер убитых бойцами ЦАХАЛа террористов ХАМАС. Но есть и другие - записи систем видеонаблюдения, например, домашнее телевидение, видеокамеры из домов, которые записывали все, что происходило в доме и за пределами дома, и съемки спасателей, которые приезжали на места после бойни. Так что все задокументировано с реальных камер».
И в идее этого показа есть жестокая ирония: самым популярным сеансом в Голливуде может стать показ фильма, который никто не захочет смотреть. Я думаю, что это видео заставит его зрителей почувствовать то же, что и посетители мемориала Всемирного торгового центра, Перл-Харбора, музея Холокоста или мемориалов на месте бывших лагерей смерти. Мы посещаем их не ради удовольствия, но это настолько важно, что мы просто идем туда, чтобы это не забывать.
Последнее, что я хочу сказать, То, о чем все говорят, — не волнуйтесь, это никогда больше не повторится», — говорит Натив. «Когда я работал над «Голдой», я встречался со всеми командирами той войны, которая стала провалом. И каждый, с кем я разговаривал, твердил мне: «это произошло, когда ты только что родился, в 1973 году. Да, это случилось, но никогда больше не повторится. Мы стали намного умнее и учимся на этом.
И что? Это случилось снова. Когда нам рассказывали о Холокосте, говорили, что никто и никогда больше в мире не будет сжигать евреев. И что? Это произошло опять. И мир нам не верит. Это все равно, что пройти все круги ада в 1939-1945 годах. Это безумие. Так что дело не только в теракте. Это Холокост. И именно поэтому для меня, представителя третьего поколения после Холокоста, режиссера, живущего в Штатах, американца, мой долг – донести это до мира. Потому что я потрясен случившимся».
«Нам крайне важно, чтобы широкая аудитория, помимо традиционных журналистов и должностных лиц, увидела эти ужасающие злодеяния, совершенных ХАМАСом 7 октября», — сказал подполковник Амнон Шефлер, официальный представитель ЦАХАЛа, - потому что мы ведем экзистенциальную битву за правду. Каждый человек должен сыграть свою роль в ее распространении и противодействии отрицанию, искажениям, которые мы, к сожалению, уже наблюдаем. Мы должны смотреть злу в глаза и иметь моральную ясность, чтобы объединиться против террора».
Перевод с Deadline Виктора Балагулина.