Как раз накануне 9 ноября — дня, когда вспоминают о «Хрустальной ночи», мне порекомендовали посмотреть анимационный фильм «Где Анна Франк?». Он есть в открытом доступе на YouTube.
Это недавняя работа (2021 год) выдающегося израильского мультипликатора Ари Фольмана, создателя нашумевшего фильма «Вальс с Баширом», в котором с виртуозным графическим мастерством художник и режиссер разрабатывает популярную у «левой» общественности тему вины «израильской военщины» за резню, устроенную ливанскими боевиками в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила во время первой израильско-ливанской войны (1982). В свою очередь сторонники «правых» политических взглядов усматривают в идее этого фильма предательство интересов Израиля и национальный нигилизм.
Действие нового фильма происходит в современном Амстердаме, где вокруг памяти об Анне Франк развернута целая туристических индустрия. Толпы туристов на морозе стоят в очереди, чтобы попасть в музей, но где-то рядом ютятся в своих лагерях-убежищах ближневосточные беженцы. Вдруг в центральном зале музея из главной реликвии — рукописи дневника — материализуется Китти, вымышленная подруга, к которой обращалась Анна Франк.
Китти убегает в город, прихватив с собой драгоценный экспонат, но она хочет узнать, что же случилось с сотворившей ее подругой, и начинается повествование о судьбе прославившейся на весь мир еврейской девочки. Но параллельно развивается основной сюжет — полиция ищет похитителя бесценной реликвии, Китти знакомится с мигрантом-воришкой, и между ними возникают нежные чувства, а многочисленные беженцы заполняющие улицы Амстердама (как, впрочем и других городов Европы), конфликтуют с местными властями и постоянно находятся под угрозой депортации. Под конец, Китти приходит в концлагерь Берген-Бельзен, куда была депортирована и где погибла Анна Франк, и плачет над ее могилой.
Но ведь трагедия прошлого должна стать уроком для наших дней. И вот, когда Китти возвращается в город, она узнает, что готовится депортация всех беженцев. Тогда она поднимается на аэростате над площадью, где нелегальные мигранты готовятся к посадке в автобусы, и объявляет, что пропавший из музея дневник у нее, и она сожжет его, если власти не изменят решение.
Угроза действует — автобусы развозят бездомных по квартирам, предоставленным им в Амстердаме, им не надо больше ютиться в убежищах, как некогда Анне Франк. (Вот, кстати, отсылка к «Хрустальной ночи», история которой началась с депортации из гитлеровской Германии нелегальных мигрантов — польских евреев, не имевших гражданства Рейха).
Что ж, евреям Европы в XX веке выпала трагическая участь послужить учебным пособием по толерантности и инъекцией от ксенофобии. Ужаснувшись трагедией Холокоста, народы Европы провозгласили «никогда больше!» и стали терпимы ко многочисленным не похожим на них приезжим. Дневник Анны Франк в мультфильме Ари Фольмана — заложник благополучия тысяч ближневосточных мигрантов, заполнивших площадь перед музеем еврейской девочки.
Но понимают ли эту связь нынешние мигранты? Ну, хотя бы герои Фольмана? Посмотрев кино, я сразу захотел написать режиссеру, чтоб он снял эпилог, в котором два года спустя эти же мигранты выходят на эту же площадь с палестинскими флагами, с антиизраильскими и антисемитскими лозунгами — такую картину нарисовала моя фантазия...
Но текущие события опережают фантазию — в СМИ появились сообщения, что детский сад имени Анны Франк в немецком городе Тангерхютте будет переименован. В администрации города пояснили, что о переименовании учреждения начали задумываться по просьбе ряда родителей, в частности, из-за того, что родителям-мигрантам трудно объяснять, кто такая Анна Франк, а сами они чувствуют, что не имеют отношения к этому месту.