Как и сотни тысяч других израильтян, 7 октября я свернул свой плакат с демократическими требованиями и расчехлил израильский флаг. Война — не время для политических дискуссий. Мирные израильтяне стали жертвами массовых убийств, изнасилований и пыток. Несмотря на мое отвращение к нынешнему израильскому правительству и его главе Биньямину Нетаньяху, несмотря на то, что нынешнее израильское правительство не выполнило свою самую главную обязанность — защитить своих граждан — я поддержал израильское правительство и его вооруженные силы, когда мы воспользовались своим правом на самооборону. В то время как неудачи правительства были столь очевидны 7 октября и в последующие дни, мне было ясно, что последнее, что мог позволить себе Израиль в разгар войны, — это выборы.
Правительство национального единства казалось логичным следующим шагом. Вместо этого мы получили правительство национального единства только по названию. Ганц, как обычно, поступил правильно, сделав шаг вперед (залезая на носилки). Я не знаю, о чем думал Лапид. Ни одна оппозиционная партия не вошла в правительство. Маневры Биби позволили ему заявить, что он сформировал правительство национального единства, в действительности сохранив свое правое религиозно-экстремистское правительство в неприкосновенности.
Даже в условиях, когда кабинет национального единства не было сформировано, я продолжал поддерживать основные цели правительства: возвращение заложников и устранение угрозы со стороны ХАМАСа для израильских граждан. Я выражал свою озабоченность по поводу больших потерь среди палестинского гражданского населения и условий жизни более 2 млн. палестинцев в Газе в ходе военной операции ЦАХАЛа. Я делал это из соображений соблюдения основных прав человека и необходимости сохранения поддержки Израиля со стороны США. До сих пор я принимал мантру Биби, что «после войны будет время для расследования». В то же время Биби говорит нам, что война будет продолжаться еще несколько месяцев, а может быть, и лет, откладывая ответственность за провал до какой-то неизвестной даты в будущем.
Хотя я продолжаю поддерживать цели Израиля по возвращению наших заложников и устранению угрозы ХАМАСа для израильских граждан, я не могу поддерживать дальнейшее нахождение этого правительства у власти. Биби должен уйти в отставку не потому, что он не смог защитить израильских граждан 7 октября; не потому, что в течение последнего года он из собственных интересов возглавлял крайне право-религиозное правительство, которое пыталось разрушить израильскую демократию и разделить израильский народ; не потому, что в течение последних полутора десятилетий он укреплял ХАМАС, ослаблял ПА и позволил движению поселенцев уничтожить возможность политического решения палестино-израильского конфликта. Биби должен уйти в отставку не из-за того, что он сделал или не сделал, а из-за того, что он не делает сейчас и что он не способен сделать дальше.
Единственными действующими ветвями израильского правительства являются министерство обороны, ЦАХАЛ и различные службы безопасности и чрезвычайных ситуаций. Все остальные министерства, находящиеся под контролем коалиционного правительства Биби, не функционируют. Министерства финансов, экономики и промышленности, здравоохранения, образования, социального обеспечения, внутренних дел — все они не смогли адекватно отреагировать на катастрофу, постигшую страну.
Наша экономика катится в пропасть, предприятия закрыты и не имеют четкого пути к возобновлению работы, более сотни тысяч мирных жителей сектора Газа и северной границы остались без крова, скитаясь между гостиницами и квартирами друзей. Министерство иностранных дел лишено руководства и не справляется с текущими задачами: одна страна за другой разрывает дипломатические отношения с нами. Даже те страны, с которыми Израиль поддерживает прочные отношения, считают их напряженными, поскольку Израиль не дает адекватных объяснений своим действиям в отношении палестинского гражданского населения в Газе.
И, конечно же, лишние министерства, зачастую созданные из соображений политической целесообразности, которые поглощают миллионы шекелей, столь необходимых для поддержания коалиции и политического будущего Биби.
Но не только полная неспособность правительства Биби управлять страной заставляет требовать его отставки, но и то, что Биби не может вывести Израиль из кризиса, в котором мы оказались. Чтобы освободить наших заложников и устранить ХАМАС как угрозу для израильских граждан, ЦАХАЛ подверг Газу бомбардировкам, а теперь вторгся в нее. С военной точки зрения, мы, кажется, добились прогресса. Но впереди еще долгий путь. Еще предстоит выяснить, есть ли прогресс в освобождении заложников. Однако освобождение заложников и устранение ХАМАСа как угрозы не будет победой, если Израиль не сможет спокойно вывести свои войска из Газы и не получит гарантии, что не возникнет новый ХАМАС, который будет посылать ракеты на Израиль и делать жизнь сектора Газа невозможной.
Международная коалиция, возглавляемая США и включающая арабские страны и государства за пределами региона, — единственный способ гарантировать безопасность. Однако для гражданского управления необходима палестинская власть — либо нынешняя ПА, либо новая, усовершенствованная. Арабские страны и умеренные палестинцы помогут Израилю выйти из Газы только в том случае, если начнется реальный политический процесс, который приведет к решению проблемы двух государств. Даже если Израиль найдет способ справиться с Газой, он останется с огромной военной угрозой на своей северной границе, которая заставила десятки тысяч израильтян покинуть свои дома. Резолюция Совета Безопасности ООН 1701, призывающая к созданию демилитаризованной зоны между северной границей Израиля и рекой Литани, может стать для Израиля дипломатическим путем к достижению безопасности на севере страны, позволить десяткам тысяч внутренних беженцев благополучно вернуться домой и избежать войны в Ливане, более разрушительной и страшной, чем нынешняя война в Газе.
Биби не пользуется авторитетом и доверием правительства США, международного сообщества и арабских стран, с которыми Израиль поддерживает отношения, чтобы создать необходимую международную коалицию для обеспечения безопасности в Газе или для дипломатического урегулирования кризиса на северной границе Израиля. Биби не обладает ни стратегическим видением, ни политической силой, чтобы маневрировать своей правоэкстремистской религиозной коалицией в политическом процессе, который привел бы к решению проблемы двух государств — ключу к долгосрочной безопасности Израиля в регионе.
Только Биби может избавить нас от дисфункциональности и стратегических провалов своего правительства, уйдя в отставку. Его отставка с поста главы «Ликуда» приведет к падению нынешнего правительства и откроет возможность для создания реального правительства единства во главе с Бени Ганцем. Согласно последним опросам, многие из тех, кто кричал мне «Только Биби», когда я стоял на дороге, протестуя против антидемократических действий нынешнего правительства в течение последнего года, теперь согласны со мной: Биби должен уйти.
Times of Israel, перевод Ильи Амигуда