Я провел два дня в Израиле. Два дня я переживал войну в этой стране. Два дня я знакомился с людьми, которые, несмотря на неопределенность, горе и страх, сирены тревоги и ракетные обстрелы, смеются и любят, надеются и помогают друг другу, работают, ходят в школу и радуются жизни.
Я знаю, два дня — это мало. Возможно, слишком короткий срок, чтобы почувствовать себя уверенным во всем. Но я возвращаюсь полным надежд и уверенности. В Германии мы многого не понимаем, не хотим уяснить, что значит быть израильтянином. Очень много искаженных представлений и предрассудков. 7 октября похищали, пытали, насиловали и убивали в основном тех, кто мирно жил в своих кибуцах и работал вместе с палестинцами. Люди, которые верили в сосуществование и взаимное уважение. Мне удалось составить представление об ужасах теракта в кибуце Кфар-Аза. Сначала пришли террористы ХАМАСа, чтобы хладнокровно и зверски убивать. Затем последовала палестинская толпа, которая беспрепятственно совершала надругательства над убитыми и мародерствовала.
С 7 октября террористы ХАМАСа выпустили по Израилю из сектора Газа около 10 тыс. ракет. Я встретился с родственниками похищенных израильтян. Об их дочерях, сыновьях, матерях, отцах, сестрах, братьях, бабушках и дедушках нет известий уже 48 дней! Живы ли они и что с ними? Просто поставьте себя на место этих семей на минуту. Остается надеяться, что первые заложники будут освобождены в ближайшее время. Израиль платит ХАМАСу за это высокую цену. Преступники-палестинцы будут освобождены, оружие на некоторое время замолчит, а ХАМАС сможет готовиться к новым атакам. Некоторые говорят сейчас только об ответственности израильтян. Я вместе со многими израильтянами тоже испытываю огромную боль за невинных палестинцев, которые гибнут из-за того, что ХАМАС использует их в качестве живого щита. Почему бы не поговорить и об ответственности ХАМАСа? Если они, наконец, сложат оружие и освободят всех заложников, то появится шанс на мир, на переговоры, на мирное сосуществование, на решение о двух государствах. ХАМАС все это категорически отвергает. У них есть только одна цель: уничтожить Израиль и его народ.
Я встречался со многими политиками: с министром иностранных дел, советником премьер-министра по национальной безопасности, председателем комитета по иностранным делам и обороне Кнессета. Я беседовал с лидером оппозиции, с молодежью, с представителями общественных организаций. Я не встретил ни ненависти, ни цинизма, ни хладнокровия, ни агрессии. В Израиле ведется много споров о правильном пути к прочной безопасности и миру. Но эта страна едина в борьбе с террором. Израиль — это живая демократия, открытое, либеральное общество. Единственное на Ближнем Востоке. Я также задавал критические вопросы, высказывал озабоченность и выражал беспокойство. Но в первую очередь меня волновали и волнуют солидарность и дружба со страной, которую все чаще понимают неправильно. Германия пользуется большим уважением и доверием. Иногда мне становится не по себе от комплиментов в наш адрес. На фоне растущей враждебности к Израилю и разгула антисемитизма в Германии мне иногда становится стыдно за свою страну.
Перевод Виктора Шапиро
P.S. В ноябре 2018 года Михаэль Рот принимал участие в открытии Новой Калининградской синагоги.