Рейтинг премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с момента начала боевых действий в секторе Газа непрерывно падает.
Рейтинги дня
Опрос, проведенный в середине октября показал, что 56% респондентов считают, что Нетаньяху должен уйти в отставку после окончания войны. Через неделю, 23 октября, уже 66% выразили мнение, что после окончания боевых действий Нетаньяху должен уйти в отставку, а 2-го ноября таких было уже 76%. Теми же темпами падает и рейтинг партии «Ликуд». Уже в середине ноября опросы давали ей только 17 мандатов (по сравнению с 32-мя сегодня), в то время как популярность партии Бени Ганца «Государственный лагерь» выросла почти втрое и имеет около 42 мандатов ( при нынешних 12-ти).
На вопрос, кто из двоих, Биньямин Нетаньяху или Бени Ганц, больше подходит на должность премьер-министра, в зависимости от даты исследования, Нетаньяху получает 27–31% , Ганц — 50–52%. И это при том, что, согласно опросам, 80% израильтян хотят, чтобы Нетаньяху взял на себя ответственность за неудачи, которые привели к вторжению ХАМАСа и более 75% считают его виновным в провале 7 октября.
Практически весь последний месяц опросы дают нынешней оппозиции, без учета арабских партий, 64 мандата, коалиции — 46 и около 10 мандатов — арабским партиям. При этом, согласно различным опросам, если появится партия возглавляемая бывшим главой «Моссада» Йоси Коэном, то она получит до 12 мандатов, а если в политику вернется Нафтали Беннет, то его партия может претендовать аж на 19 мандатов. Однако эти две партии существенно не влияют на общий расклад, так как в основном отбирают голоса у «Государственного лагеря» и «Еш атид», а вот на «Ликуд» их появление особо не влияет.
Но , как говорится в Израиле, все это «нахон ле а-йом» (верно на сегодня), что будет завтра — еще неясно. Так, в ходе электроальной кампании 2022 года как только Бени Ганц организовал партию «Государственный лагерь», она сразу поднялась в опросах на второе место, претендуя на 20 мандатов. Однако в итоге он был лишь четвертым, с 12 мандатами. Так что и сегодняшние 42 мандата практически ничего не говорят, кроме минутной симпатии. И чтобы их реализовать, то для начала надо победоносно закончить войну в секторе Газа, а потом еще добиться досрочных выборов.
Поэтому все эти опросы в основном радуют оппозицию и настораживают только депутатов от «Ликуда», но явно никак не действуют на Биньямина Нетаньяху, который знает, что не опросы выигрывают выборы. Вспомним далекий уже 2017 год когда большинство израильтян (60% респондентов) были уверены, что Нетаньяху должен подать в отставку, если по итогам расследований полиция будет рекомендовать выдвинуть ему обвинения в получении взяток. Еще больше респондентов (63%) выступили за отставку премьера в случае, если правоохранительные органы рекомендуют предъявить Нетаньяху обвинения в мошенничестве и злоупотреблении доверием.
После этого уже и обвинения были поданы, и почти два года идут судебные слушанья, а Биньямин Нетаньяху как был премьер-министром, так им и остается. Хотя естественно, что сейчас его положение значительно хуже, да и в партии «Ликуд» зреет недовольство, которое может привести к внутрипартийному перевороту. Все это заставляет Нетаньяху предпринимать шаги, направленные на укрепление своего рейтинга как в партии, так и в народе.
Старт избирательной кампании
Как пишет Аншель Пфеффер в газете Haaretz: «Сильно отставая в опросах общественного мнения в разгар кровавого конфликта с ХАМАСом в Газе, Биньямин Нетаньяху надеется воспользоваться травмой и гневом израильтян после событий 7 октября и приспособить их к своим электоральным потребностям».
По мнению автора, дата следующих выборов в Израиле пока не определена, хотя мы вполне можем ожидать, что они состоятся в середине 2024 года. Однако мы знаем, когда началась избирательная кампания: днем 12 декабря, на 67-й день войны Израиля с ХАМАСом.
Кампанию начал Биньямин Нетаньяху (а кто еще?) с короткого видеоролика в соцсетях. Он заявил, что, вопреки крепким связям Израиля с администрацией Байдена, имеются разногласия по поводу перспектив Газы «на следующий день после ХАМАСа». Нетаньяху поклялся, что «не позволит Израилю повторить ошибки «Осло», и что Газа «не будет Хамастаном и не станет Фатхистаном».
В чем смысл видео? Вашингтонская администрация прекрасно знает, что Нетаньяху не хочет позволить Палестинской автономии, в которой доминирует ФАТХ, взять Газу под контроль на следующий день после окончания войны. Американцы также дали ему понять, что им безразличны его взгляды. Втихую, за кулисами правительственная команда во главе с министром по стратегическим вопросам Роном Дермером и главой Совета национальной безопасности Цахи Анегби уже обсуждает, как именно Палестинская автономия в конечном итоге возьмет власть в Газе.
Так что это сообщение не для ушей Байдена. Видео было на иврите и предназначалось исключительно для внутреннего потребления. Конечно, американцы могут перевести его, что не поспособствует улучшению напряженных отношений, но у Нетаньяху есть более насущные проблемы.
Он уже лично обвинил в своем сообщении в социальных сетях (которое ему пришлось быстро удалить) руководителей разведки в провале. И израильтяне прекрасно понимают, что их военные руководители несут большую ответственность за катастрофу. Но каждый опрос показывает, что они по-прежнему предпочитают доверять Армии обороны Израиля и ее командующему, а не полностью дискредитировавшему себя премьер-министру.
Главное — запугать, все равно чем
Нетаньяху будет продолжать попытки переложить вину на других, но ему нужен другой нарратив для кампании. Именно поэтому он воскресил давно умершие «Соглашения Осло» 1990-х годов. В израильском обществе, находящемся сейчас в травмированном состоянии, идея создания палестинского государства пользуется очень слабой поддержкой. Процесс «Осло» исчерпал себя 25 лет назад. Он оставил нас с усеченной и слабой полунезависимой Палестинской администрацией на Западном берегу и гораздо более сильным ХАМАСом в Газе.
Нетаньяху не сделал ничего, чтобы переломить эту ситуацию. Однако он знает, что в сознании большинства израильтян слово «Осло» по-прежнему ассоциируется с двумя покойными премьер-министрами — Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом — и партией «Авода2, которая практически исчезла. Не осталось никого, кто мог бы заступиться за «Осло» и заявить очевидное: что Нетаньяху был его главным бенефициаром на протяжении стольких лет.
Впрочем, самое абсурдное в предвыборной кампании Нетаньяху не это, а то, что он вообще ее проводит. Он все еще думает, что у него есть шанс пережить последствия 7 октября. Что достаточное количество израильтян можно убедить дать еще один срок человеку, в конечном итоге несущему ответственность за самую страшную катастрофу в истории Израиля. Человеку, который ведет кампанию, вносящую раскол, в то время как Израиль все еще находится в состоянии войны.
Кажется немыслимым, что это может сойти ему с рук. Хотелось бы надеяться, что это немыслимо, но мы уже проходили это: в те времена, когда «Соглашения Осло» еще были реальностью, из-за чего в 1995 году был убит Рабин. Тогда было невозможно представить, что Нетаньяху, которого все обвиняли в подстрекательстве против Рабина, сможет победить на выборах. В опросах он отставал от Переса на 30 пунктов. Старшие лидеры «Ликуда» (в то время в «Ликуде» еще были старшие лидеры, кроме Нетаньяху) пытались сменить его на посту лидера партии.
Они потерпели неудачу, но менее чем через семь месяцев после убийства Рабина Нетаньяху удалось сократить разрыв и обойти Переса. И сделал он это точно так же, как пытается сделать сейчас: ухватившись за страх израильтян перед палестинским государством и науськивая их против своих соперников.
А если вспомнить все его последние избирательные кампании, то можно убедиться, что основывались они на двух тактиках: запугивании избирателей и обливании помоями конкурентов. Однако сейчас его тактика запугивания может реально обернуться новой войной.
Кампания, ведущая к новой войне
Возможно, на этот раз для Нетаньяху уже слишком поздно. Израильтяне наконец-то устали от него. Но он все равно попытается удержаться у власти, раскалывая страну во время войны и ставя под угрозу стратегический союз Израиля с Соединенными Штатами.
Пытаясь продемонстрировать себя сильным лидером, который «не гнётся» даже под американским давлением, как пишет «Аруц 7», Биньямин Нетаньяху заявил, что между израильским правительством и американской администрацией существуют разногласия относительно того, что будет в Секторе Газа «на следующий день после войны» и дал четко понять: Израиль не допустит правления там Палестинской автономии.
Но вопрос «завтрашнего дня» сектора Газы, наступит еще не завтра, а уже сегодня Биньямин Нетаньяху начинает ссорить нас со странами Персидского залива, заявляя, что ОАЭ и Саудовская Аравия будут финансировать реконструкцию Сектора Газа, хотя он продолжает отвергать возвращение ПА в сектор, не говоря уже о создании палестинского государства. Но это явно не так, ведь по сведениям Wall Street Journal ОАЭ обуславливают свою финансовую и политическую поддержку восстановления Сектора Газа после войны продвижением поддерживаемым США принципом создания двух государств.
Мало того, Нетаньяху явно хочет спровоцировать «Хезболлу». Так, телеканал Кан со ссылкой на свои источники сообщает об интенсивных переговорах, которые ведут израильские власти с целью отбросить «Хезболлу» за реку Литани. Одним из пунктов этих переговоров является усиление контингента ВСООНЛ в Южном Ливане. Несколько дней назад власти Израиля в ультимативной форме потребовали у официального правительства Ливана отвести силы «Хезболлы» и другие ливанские военные организации от северной границы Израиля. В противном случае ЦАХАЛ начнет военную операцию на территории Ливана.
Однако, по данным тех же источников, несмотря на интенсивность переговоров, а также факт подключения к ним Франции и США, шансы на дипломатический исход конфликта падают. Соответственно, выше становится вероятность полномасштабной войны Израиля и «Хезболлы». Тем более, что 48-часовой ультиматум, выдвинутый Израилем Ливану, уже истек, а силы «Хезболлы» так и не сдвинулись со своих позиций. Что же теперь? Война? Неужели, чтоб сохранить свое лицо, Нетаньяху откроет второй фронт?
Вполне вероятно, что он еще будет настаивать на проведении этой операции, ведь это даст ему очередной козырь в избирательной гонке: он сможет заявлять, что наконец-то обезопасил север Израиля от террористической угрозы. Однако данная атака на «Хезболлу» практически невозможна без хотя бы идеологической и политической поддержки США. Но уже через месяц администрации Джо Байдана будет не до войн за пределами страны, так как они начнут свою избирательную гонку. И вот тут возникает вопрос: сможет ли Нетаньяху ради собственного имиджа развернуть армию на север и как в этом случаи поведет себя узкий кабинет безопасности, да и что по этому поводу будут говорить и делать все силовые структуры?
Не придется ли в итоге генералам совместно с оппозицией идти на «государственный переворот» чтоб избежать новой, более смертоносной войны, со значительно более сильным противником, чем тот, с кем сражается Израиль сейчас. Ведь еще неизвестно, как поведет себя в этой ситуации Иран и не заполыхает ли весь Ближний Восток, ради того, чтобы лишь один человек оставался у власти...