| Ян Джозеф
Ян Джозеф

Почему Израиль не может быть демократией

Почему Израиль не может быть демократией
Столкновение израильских солдат с демонстрантами на Западном берегу реки Иордан Фото: AFP

«Мы делаем очень уверенные и взвешенные шаги к тому моменту, когда Государство Израиль перестанет быть либо демократией, либо домом для еврейского народа», — Ами Аялон, директор ШАБАКа в 1996-2000 гг.

Израиль не может и не будет демократическим государством в обозримом будущем. Если мы хотим, чтобы на Ближнем Востоке существовало еврейское государство, которое поддерживает Запад и является союзником Соединенных Штатов, то мы должны перестать притворяться, что оно может быть демократическим. События 7 октября 2023 года убедительно доказали, что еврейское государство не может мирно сосуществовать с населяющими контролируемую им территорию неевреями.

На территории между рекой Иордан и Средиземным морем проживает около 14 миллионов арабов и евреев. Они примерно поплам делятся на арабов-мусульман и евреев, с небольшим процентом неевреев по Галахе, которые выступают на стороне Израиля, и арабов-христиан.

Обе стороны боятся, не доверяют и ненавидят друг друга.

Обе стороны желают, чтобы другая сторона ушла.  

У обеих сторон есть экстремистские элементы, которые хотят использовать террор, хаос, насилие и силу, чтобы избавиться от другой стороны.

У обеих сторон есть законные претензии на присутствие здесь.

Обе стороны стремятся делегитимизировать друг друга.

Обе стороны ведут глобальную информационную войну.

В целом Израиль, Газа и Западный берег реки Иордан занимают площадь около 27 500 квадратных километров — в 2,5 раза больше площади округа Лос-Анджелес, примерно 6 % территории Калифорнии, примерно на 6 % больше Уэльса, 12 % территории Японии, 60% территории Дании. В принципе небольшая территория, на которой проживает 14 миллионов человек.

ВВП на душу населения в Израиле, как мы его знаем, до войны между Израилем и ХАМАСом находился на одном уровне с Канадой, Бельгией и Германией и составлял около 53 000 долларов в год. У палестинцев, живущих на Западном берегу и в секторе Газа, ВВП на душу населения составляет около 4 000 долларов, то есть менее 10 % от израильского.

Обеим сторонам неизбежно суждено делить одно и то же пространство, и без массового перемещения существующего населения они не могут быть разделены. У обеих сторон есть значительная часть населения, которая будет яростно сопротивляться любым попыткам переселить их, чтобы разделить два населения.

Короче говоря, и 7 миллионов арабов, и 7 миллионов евреев обречены (обязаны) жить в тесном смешении друг с другом в обозримом будущем.

Настоящая демократия предоставила бы всем 14 миллионам своих жителей равные политические, гражданские и человеческие права. Такая демократия была бы двунациональным государством для всех своих граждан, но ни еврейским, ни мусульманским государством.

Более 120 лет сионистские лидеры пытались создать еврейское государство Израиль на территории, которую многие называли и продолжают называть Палестиной. С самого начала сионистские политики понимали, что местные арабские жители будут сопротивляться еврейскому присутствию и попытке навязать еврейское правление. В эссе Жаботинского «Железная стена» (1923) говорится: «Не может быть добровольного соглашения между нами и палестинскими арабами. Ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Я говорю это с такой убежденностью не потому, что хочу обидеть умеренных сионистов. Я не верю, что они пострадают. За исключением тех, кто родился слепым, они давно поняли, что получить добровольное согласие палестинских арабов на превращение "Палестины" из арабской страны в страну с еврейским большинством совершенно невозможно». В 1956 году Даян в своей известной надгробной речи по Рою Ротенбергу заявил: «Сегодня мы будем считаться с собой; мы — поколение, которое заселяет землю, и без стального шлема и пушечного выстрела мы не сможем посадить дерево и построить дом. Давайте не будем отворачиваться от ненависти, которая разгорается и наполняет жизнь сотен тысяч арабов, живущих вокруг нас. Давайте не будем отводить глаза, чтобы не ослабли наши руки. Это судьба нашего поколения. Это наш жизненный выбор: быть готовыми и вооруженными, сильными и решительными, чтобы меч не вырвался из наших кулаков и не оборвал наши жизни». В 1967 году, вскоре после Шестидневной войны, отец-основатель и первый премьер-министр страны Давид Бен-Гурион выступил по радио. «Израилю, — сказал он, — стоит как можно скорее избавиться от территорий и их арабского населения. Если этого не сделать, Израиль вскоре превратится в государство апартеида». В августе 2023 года министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир заявил израильской версии программы Meet the Press: «Мое право, право моей жены и моих детей передвигаться по Иудее и Самарии важнее, чем свобода передвижения для арабов. Мое право на жизнь превыше свободы передвижения».

С другой стороны, в уставе ООП и в уставах многочисленных палестинских арабских организаций, включая ХАМАС, говорится об изгнании евреев и освобождении всех палестинских земель силой оружия.

В общем, обе стороны признают отсутствие перспективы мирного решения в обозримом будущем. Значительное число людей с обеих сторон утверждают, что они настроены мирно, но ни одна из сторон не доверяет другой настолько, чтобы жить вместе без применения силы.

В условиях истинной демократии обе стороны были бы готовы делиться властью, терять или приобретать ее у избирательных урн. В настоящей мирной демократии временами правило бы еврейское правительство, а временами — арабское. В нынешних условиях это, очевидно, невозможно. Отсюда очевидное утверждение, что Израиль не может и не будет демократией для всех в обозримом будущем. В нем может быть некое подобие демократии для евреев и меньшинства арабов, но не будет и не может быть демократии для всех жителей этой территории.

Здесь преобладает трайбализм. Чтобы демократия заработала, обе стороны должны пойти на глубокие и прочные компромиссы. Ни одна из сторон не хочет идти на компромисс, отказываться от власти или признавать, что ни одна из сторон не может получить все, чего она хочет.

Израиль не может быть еврейским, демократическим и править на территории от Иордана до Средиземного моря. Палестина не может быть арабской, демократической, мусульманской и править территорией от Иордана до Средиземного моря. Там просто слишком много «других», живущих вперемешку друг с другом на общей территории.

Израиль, к лучшему или худшему, обречен в обозримом будущем жить мечом, как он делал это последние 75 лет. Такова реальность Израиля, и с этой реальностью нужно смириться, если вы хотите жить в Израиле, поддерживать Израиль и видеть еврейское государство на Ближнем Востоке. Реальность жизни под мечом заключается в том, что человек должен быть готов умереть, если потребуется, за Израиль, он должен быть готов пожертвовать своими детьми, если потребуется, за Израиль, и он должен быть готов платить постоянную цену, кровью, жизнями и деньгами, за сохранение еврейского государства.

Это реальность, которую мы все должны признать и принять в обозримом будущем как цену еврейского государства.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи