Чего мы не знаем о Яакове, третьем патриархе?

Чего мы не знаем о Яакове, третьем патриархе?
Говерт Флинк "Ицхак благословляет Яакова"

Значительная часть приводимой в Торе информации о Яакове не вполне ясна. Это хорошо, потому что Тора хочет, чтобы мы размышляли над эзотерическими темами. Мы наслаждаемся ими и узнаем много нового, когда размышляем о них. Ниже приводится пример неясных фрагментов.

Яаков — третий из патриархов. Почему их не больше трех? Неужели сыновья Яакова были недостаточно хороши, чтобы заслужить такое положение?

Почему их не двое? Что сделал Ицхак, чтобы заслужить звание патриарха?

Почему в Торе упоминается, что у Эсава и царя Давида рыжие волосы?

Какое значение имеют слова о том, что у Ривки родились близнецы, первым из которых вышел Эсав, «а после него вышел брат его, и рука его ухватилась за пяту Эсава, и имя ему Яаков»? Еврейская традиция утверждает, что Яаков пытался помешать своему брату стать первенцем. На это ли указывает Библия? Есть ли смысл в том, что у нерожденного эмбриона может быть мысль и возможность действовать в соответствии с ней? Рационально ли такое первоначальное знакомство с Яаковом? Не унижает ли оно Яакова?

Та же традиция фокусируется на имени Яакова, утверждая, что одно из значений ei-c-b, древнееврейского корня от которого происходит имя Яаков, — «пятка». Согласно традиции, Яаков боролся за право первородства еще до рождения. Он пытался удержать Эсава от первенства. Но ei-c-b также означает «отложенный» и «задержанный». Это имя может более реалистично говорить о том, что Яаков был вторым близнецом, которого задержал Эсав, родившийся первым.

Эсав описывается как «хитрый охотник, человек полей» и активная личность, в то время как Яаков изображается как «человек тихий, живущий в шатрах», по-видимому, пассивный и склонный строить козни, как мы увидим. Не кажется ли это первоначальное изображение Яакова уничижительным? Является ли изображение пассивного патриарха хорошим примером для подражания его потомкам? Разве евреи не должны быть активными, пытаясь улучшить себя и общество? Раввины пытались оправдать пассивность Яакова, говоря, что он оставался дома и учился, но в Торе такого намека нет.

Что получил Яаков, когда дал своему брату Эсаву еду в качестве платы за право первородства? Имел ли Эсав право отказаться от своего права первородства? Что такое право первородства? Согласно традиции, Яаков был заинтересован в получении Божьего обещания о хорошем будущем для Авраама и его потомков. Ни Авраам, ни Ицхак, ни Эсав не обладали властью заставить Бога подчиниться их воле и дать желаемое благословение. Только у Бога была власть сделать то, что Он хотел сделать. Максимум, что могли сделать эти трое, — обратиться к Богу с просьбой и умолять Его сделать то, что они хотели. Это все, что могло сделать благословение Ицхака. Итак, что же приобрел Яаков за похлебку, которую он дал Эсаву?

Правильно ли поступил Яаков, когда обманул своего отца Ицхака, заставив его принять себя за Эсава, когда хотел, чтобы Ицхак благословил его, а не Эсава? Думал ли он, что исправляет своего отца, потому что Ицхак должен был отдать ему право первородства? Разве это не пример высокомерия?

Услышав обещание Эсава убить его, когда умрет их отец Ицхак, Яаков убегает к своему дяде, брату матери, чтобы Эсав не убил его. Он прожил у своего дяди Лавана около двадцати лет. Почему так долго? Неужели он думал, что Эсаву понадобится двадцать лет, чтобы остыть? Разумно ли это?

В Берешит 32:2-3 рассказывается о непонятном событии, которое произошло, когда Яаков возвращался домой. Ангелы встретили его в Махане-Элохим, «Божьем лагере», причем лагерь был в единственном числе. Ангелы ничего не сказали ему и ничего не сделали. О чем говорит нам Тора? Какова была миссия ангелов?

Когда любимая жена Яакова Рахиль, оказавшаяся бесплодной, увидела, что у ее сестры много детей, она умоляла мужа помолиться за нее Богу, чтобы у нее родился ребенок. Яаков очень рассердился на нее и сказал, что у него нет на это сил (30:1 и 2). Почему он так поступил с женщиной, которую любил? Неужели он больше не любил ее? То, что он сказал, очевидно, было неправдой. Его отец, Ицхак, молился за свою жену Ривку, и она зачала. Его рождение было результатом молитвы Ицхака. Есть ли здесь какая-то ирония?

Существуют различные раввинистические и нераввинистические представления о происхождении трех ежедневных молитвенных служб. В образных толкованиях Вавилонского Талмуда (Брахот 26b) считается, что каждый из трех патриархов учредил одну из трех служб. Авраам — утреннюю (Шахарит), Ицхак — дневную (Минха), а Яаков — вечернюю (Маарив). Это представление исходит из толкований библейских слов, в которых нет даже намека на эту идею.

Почему некоторые раввины придумали это?

Почему существует еврейская традиция, которую принято считать точной и которая ошибочно описывает Ишмаэля, сына Авраама, и Эсава, сына Ицхака, как злых людей? Библия не указывает на то, что они были таковыми. Ишмаэль присутствовал при погребении Авраама. Ицхак считал Эсава прекрасным юношей и хотел дать ему предпочтительное благословение, чтобы именно он, а не Яаков, унаследовал Божье обещание о весьма благоприятном будущем для него и его потомков. Эсав присутствовал на похоронах отца вместе с Яаковом. Он был справедливо зол на Яакова за то, что тот украл его благословение, но когда они встретились, Эсав поцеловал своего брата Яакова и пожелал ему всего хорошего.

Почему многие древние раввины отождествляли Рим, который они ненавидели, с Эсавом, говоря буквально или метафорически, что римляне — потомки Эсава?

Times of Israel, перевод Якова Скворцова 

 

Похожие статьи