После почти трех месяцев войны все больше экспертов, как в израильских, так и в зарубежных СМИ, утверждают, что в отношении палестинского общества (и на Западном берегу, и в секторе Газа) к ХАМАСу произошел перелом.
С одной стороны, судя по интервью с жителями Газы, которые критикуют ХАМАС и возлагают на него вину за катастрофическую ситуацию, сложившуюся в секторе Газа, можно предположить, что его статус в палестинском обществе, особенно в контролируемом им прибрежном анклаве, значительно ослаб.
Однако на практике, несмотря на надежды многих на возможность достижения израильско-палестинского примирения и мира — и на то, что палестинский народ откажется от традиции поддержки терроризма и прославления убийств евреев, — реальность свидетельствует об обратном.
Опрос общественного мнения, проведенный Палестинским центром исследований политики и опросов (PCPSR) под руководством профессора Халиля Шикаки в декабре 2023 года, ясно показывает, что варварская резня, устроенная ХАМАСом, только подняла его престиж среди палестинской общественности, что еще раз доказывает, что палестинский коллектив не является партнером для сосуществования с еврейским государством.
Так, почти три четверти (72%) всех палестинцев оправдывают атаку ХАМАС 7 октября, в то время как даже среди жителей сектора Газа, многие из которых живут в полной нищете, только 37% считают, что этот шаг был ошибочным. В этом контексте неудивительно, что 63 % палестинцев считают, что путь к реализации их национальных чаяний лежит через вооруженную борьбу, в то время как только 20 % из них полагают, что они должны быть достигнуты за столом переговоров.
Еще один ужасающий факт, который следует из опроса и который ясно иллюстрирует, насколько радикально настроено палестинское общество, заключается в том, что только 10 % считают, что ХАМАС действительно совершил военные преступления — хотя группировка документально подтвердила все совершенные ею злодеяния, включая убийства и надругательства над телами невинных мирных жителей. Что касается будущего Газы, то 60 % палестинцев предпочитают, чтобы ХАМАС управлял сектором, по сравнению с 7 %, которые хотели бы, чтобы Палестинская администрация управляла им руками Махмуда Аббаса.
Несмотря на растущую радикализацию палестинского общества, все еще есть такие, кто считает, что ПНА Аббаса все еще является партнером для будущего урегулирования с Израилем и что после окончания войны с ХАМАСом и падения его власти появится возможность возобновить мирный процесс между Израилем и палестинцами.
Те же самые голоса, как в Израиле, так и в США и Европе, считают, что ПА под руководством Аббаса должна быть усилена, чтобы стать частью решения, которое будет найдено после падения власти ХАМАСа в секторе Газа. Для них глава ПА — партнер Израиля, и именно он представляет палестинский народ.
Однако реальность показывает, что Аббас и ПА воспринимаются палестинцами по-разному. В начале своего срока в 2005 году он действительно заручился поддержкой палестинской общественности. Но после операции «Защитная стена 2014 года в палестинском общественном мнении произошел резкий поворот против председателя ПА, когда выросло недовольство его деятельностью.
Сентябрьский опрос PCPSR, проведенный накануне резни, показал, что более трех четвертей (76%) палестинцев не удовлетворены работой Аббаса, а 78% считают, что он должен уйти со своего поста.
Опрос также показал, что если он будет участвовать в выборах против кандидата от ХАМАСа Исмаила Хании, то потерпит поражение, получив лишь 37% голосов против 58% у Хании. Кроме того, 62 % палестинцев считают, что ПА является бременем для палестинского народа, что не оставляет места для сомнений в том, что они думают об Аббасе и его режиме.
Статус Аббаса и ПНА в палестинском обществе значительно ослабли после кровавой бойни, устроенной ХАМАСом 7 октября. Декабрьский опрос показывает, что на президентских выборах Хания набрал бы 78% против всего 16% у Аббаса, а на выборах в палестинский парламент ХАМАС набрал бы 51% против всего 19% у партии Аббаса ФАТХ. Это свидетельствует о стремительном росте поддержки террористической группировки, особенно среди палестинцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан и находящихся под контролем Палестинской автономии.
Эти данные ясно показывают не только продолжение радикализации палестинского общества, освящающего насилие и террор, но и то, что оно больше не хочет терпеть правление ПА во главе с Аббасом. Палестинцы хотят, чтобы ХАМАС возглавил их в борьбе против Израиля. А борьба эта должна закончиться не реализацией идеи двух государств, а уничтожением еврейского государства и его населения.
Лица, принимающие решения в Израиле, должны знать и помнить об этой информации, если кто-то из них все еще считает необходимым проводить различие между ХАМАСом и гражданским населением, или когда из Вашингтона оказывается внешнее давление с целью заставить их начать мирный процесс с ПА и согласиться на уступки, которые поставят евреев под угрозу.
В заключение следует отметить, что в свете удручающих результатов, которые Махмуд Аббас получает в опросах, мир должен осознать, что с точки зрения палестинской общественности эра его правления закончилась. Палестинцы не только воспринимают ПА как коррумпированную структуру, помогающую Израилю увековечить оккупацию, но история учит нас, что Аббас, отрицающий Холокост и поощряющий терроризм, не является настоящим партнером для мира. Палестинцам нужен ХАМАС; мы должны понять этот факт, пока не стало слишком поздно.
Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк