| Жак Нерия
Жак Нерия

Шансы на дипломатическое урегулирование на ливанском фронте невелики

Шансы на дипломатическое урегулирование на ливанском фронте невелики
Перестрелка между Армией обороны Израиля и террористами "Хезболлы" на границе между Израилем и Ливаном, 27 декабря 2023 г. Фото: Ayal Margolin/Flash90

В своем выступлении от 3-го января генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла приветствовал «историческую возможность» помочь Ливану вернуть контроль над спорными пограничными территориями «после окончания этой фазы [боевых действий между Израилем и «Хезболлой»] и после агрессии в Газе».

В тот же день министр обороны Израиля Йоав Галант заявил, что его правительство «предпочитает дипломатический путь военному», но предупредил: «Мы близки к тому, чтобы перевернуть песочные часы».

Каковы шансы на достижение соглашения (исторического, между прочим) между Израилем и Ливаном при посредничестве Соединенных Штатов?

С самого начала войны между ХАМАСом и Израилем 7 октября администрация США давала понять своему союзнику, что противостояние не должна перерасти в региональный конфликт, включающий открытую войну с «Хезболлой».

Воодушевленная соглашением о морской границе, заключенным при посредничестве американского посланника Амоса Хохштайна в конце октября 2022 года, администрация США с самого начала войны пыталась найти дипломатическое решение, которое позволило бы предотвратить конфронтацию между Израилем и «Хезболлой». Однако с каждым днем эта перспектива становится все более туманной.

Обе стороны заняли противоположные позиции, которые, кажется, почти невозможно преодолеть:

1. Израиль хочет, чтобы «Хезболла» отошла на несколько километров от границы и выполнила резолюцию Совета Безопасности ООН №1701, которая призывает террористическую группировку уйти за реку Литани (почти 40 километров от израильской границы), чтобы позволить 60 тыс. эвакуированных из приграничных городов вернуться в свои дома.

2. В качестве первого шага «Хезболла» требует полного прекращения огня на фронте Газы как предварительного условия для урегулирования предполагаемых 13 нарушений границы Израилем с момента его ухода из Ливана в 2000 году. «Хезболла» также настаивает на возвращении семи ливанских деревень, покинутых их жителями и захваченных Израилем в 1948 году. Наконец, «Хезболла» требует, чтобы Израиль признал границу, проведенную британским и французским мандатами в 1923 году, — единственную международно признанную границу между Израилем и Ливаном, по мнению «Хезболлы».

Столкнувшись с этими труднопреодолимыми препятствиями, Хохштайн занялся челночной дипломатией, чтобы разрядить нестабильную ситуацию, уделяя первостепенное внимание убеждению ливанского правительства в необходимости сотрудничества, что является непростой задачей, поскольку в стране есть только временный премьер-министр и правительство. С октября 2022 года в Ливане нет избранного президента.

Согласно ливанской конституции, президент — единственный орган, который может ратифицировать любое соглашение с иностранным государством, не говоря уже о заклятом враге — Израиле. Более того, временный премьер-министр Наджиб Микати поддержал позицию «Хезболлы», а именно: облегчение ситуации на юге Ливана без учета происходящего в Газе было бы «нелогичным».

По данным ливанской прессы, Хохштайн предложил Бейруту прекратить огонь на северном фронте, после чего «Хезболла» отведет свои силы на восемь километров от границы, а ливанская армия разместит 10 000 солдат. Это стало бы прелюдией к переговорам о сухопутной границе между Израилем и Ливаном.

Предложение Хохштайна было полностью отвергнуто «Хезболлой», которая заявила, что Израиль должен сначала прекратить огонь в Газе. Кроме того, считая себя защитником Ливана, «Хезболла» утверждает, что миротворческие силы ООН должны быть размещены на израильской стороне границы, а не на ливанской земле.

Более того, несмотря на позиции «Хезболлы» и ливанского правительства, очевидно, что весь процесс не может быть запущен до тех пор, пока не будет достигнуто прекращение огня на фронте Газы. Такое прекращение огня позволит «Хезболле» прекратить свои атаки на Израиль и начать процесс переговоров об исправлении ситуации на ливано-израильской границе, а также, возможно, откроет путь к отводу «Хезболлы» от границы с Израилем.

Однако вероятность прекращения огня на фронте Газы невелика. Главари ХАМАСа поклялись продолжать воевать столько, сколько потребуется, а израильский премьер заявил, что война будет продолжаться до тех пор, пока Израилю не удастся ликвидировать военное и политическое присутствие ХАМАСа в секторе Газа. Нетаньяху и его министр обороны твердо убеждены, что только военное давление в конечном итоге заставит ХАМАС прекратить боевые действия и заключить сделку по оставшимся 136 заложникам, удерживаемым террористической группировкой.

Поэтому шансы на затишье на северном фронте или на то, что дипломатический процесс принесет плоды, очень малы. Война на истощение, которую ведет «Хезболла», будет продолжаться до тех пор, пока Израиль не решит изменить свои аргументы, что кардинально изменит ситуацию на северном фронте.

Jewish News Syndicate, перевод Ильи Амигуда


Похожие статьи