Популярная ложь, выдвигаемая против Израиля и сионизма, заключается в том, что они якобы представляют собой развитие «поселенческого колониализма».
Раввин Брэдли Арцон, декан и вице-президент консервативной Школы раввинских исследований им. Зиглера, опубликовал в своем блоге запись, в которой он сетует:
«На этой неделе меня завалили полными ненависти антисемитскими письмами и текстовыми сообщениями, в которых мне заявляют, что я должен вернуться в Германию (из которой я никогда не приезжал), я должен вернуться в Россию (из которой меня выгнали), что мы, евреи, не имеем никаких прав на Землю Израиля, что мы "колонизаторы", хотя евреи постоянно живут на Земле Израиля уже 2 800 лет».
Он продолжил: «Мы располагаем каменными документами, в которых говорится о [народе] Израиля на нашей земле от Древнего Египта (стела Мернептаха), от моавитян (стела Меши), от окружающих ханаанских соседей, от греков и римлян на протяжении веков в виде непрерывной цепи».
Почему же обвинения подобного толка не утихают?
«Обвиняя Израиль в колонизации палестинцев, ХАМАС и его сторонники манипулируют делом расовой справедливости для продвижения своих террористических целей, — отмечается на сайте Американского еврейского комитета. — ХАМАС хочет, чтобы американцы и европейцы думали, что конфликт между израильтянами и палестинцами — это расовый конфликт, в котором израильтяне рассматриваются как европейцы, белые угнетатели и колонизаторы, а палестинцы — как цветные, которых угнетают и колонизируют. Но этот конфликт не является расовым. Это конфликт между двумя национальностями».
Что такое колониализм? Президент организации «Факты и логика о Ближнем Востоке» Джеймс Синкинсон сказал: «Колониализм — это политика или практика, при которой одна страна приобретает полный или частичный политический контроль над другой, заселяет ее поселенцами и эксплуатирует ее экономически».
При поселенческом колониализме одна страна завоевывает другие части света. Она жестоко обращается с местными жителями, эксплуатирует их имущество и навязывает им культуру метрополии, поселяя своих колонистов в качестве агентов режима.
Арабские противники сионизма связывают возникновение конфликта со сменой Османского правления в Палестине (1516-1918) британским мандатом. Они отрицают существовавшие ранее связи евреев с этой землей. Более того, они обвиняют британский империализм в эксплуатации палестинских арабов (коренного населения!), которая якобы заключалась в поселении европейских евреев среди них, что привело к созданию «поселенческо-колониального» государства Израиль в 1948 году.
Как поясняется на сайте Американского еврейского комитета, «те, кто выступает против существования государства Израиль как еврейского государства, используют эти термины, чтобы обвинить Израиль в "этнической чистке" путем вытеснения и лишения собственности коренного или ранее существовавшего населения».
Этот анализ ошибочен.
Во-первых, евреи не были чужаками, которых навязали этому региону. На протяжении тысячелетий евреи были коренным населением Эрец-Исраэль. По словам Райана Беллероуза, активиста, выступающего от имени коренных народов, «быть представителем коренного народа — значит, иметь общий язык, культуру и традиции, а также связь с землей предков».
Это описание вполне отражает еврейство и его связи с Израилем: общее тысячелетие использования языка иврит и практика еврейского закона и традиций, проистекающих из Торы и сосредоточенных вокруг Эрец-Исраэль. Кроме того, еврейский народ — единственный, кто жил в суверенном государстве на данной земле. Еврейские изгнанники сохраняли преданность возвращению на землю, и эта преданность сохранялась даже тогда, когда древняя еврейская земля была последовательно колонизирована Римом, Арабским халифатом, крестоносцами, Османской и Британской империями.
Создание государства Израиль не было проявлением колониализма, направленного на распространение языка, культуры и власти Британии. У еврейского народа были свой язык, обычаи и традиции, которые складывались веками на этой земле. Въезд евреев в Палестину не был колонизаторским; арабы в Палестине не были нацией и не владели землей сообща. Таким образом, прибытие евреев в догосударственный Израиль не было равносильно тому, как если бы британские поселенцы были отправлены своей страной в Индию, или французские поселенцы были пересажены в Северную Африку, или голландские поселенцы вновь обосновались в Индонезии. Напротив, их прибытие представляет собой первый в истории случай возвращения коренного народа — евреев — в состав суверенной нации на своей собственной родине — Эрец-Исраэль.
Еврейские иммигранты в подмандатной Палестине не были агентами своей «метрополии». Великобритания также не была союзником в создании независимого еврейского государства. Британская Декларация Бальфура 1917 года на короткое время все же поддержала идею создания «еврейского национального дома». Однако после Первой мировой войны, закончившейся в 1918 году, британцы быстро отказались от этого обещания.
Уже в начале 1920-х годов Англия отрезала более половины «подмандатной Палестины» будущей Иордании. На протяжении 30-40-х годов мандатные власти поощряли арабскую иммиграцию на оставшиеся 45% территории Палестины. Они также старательно препятствовали прибытию евреев. Во время Войны за независимость Израиля британцы поставляли оружие арабам, но при этом бойкотировали поставки оружия для пополнения запасов сионистских войск.
Как отмечает Алан Дершовиц, «те, кто абсурдно утверждает, что еврейские беженцы в Палестину в последние десятилетия XIX века были "инструментами" европейского [колониализма]... должны ответить на следующий вопрос: На кого работали эти социалисты и идеалисты? Разве они поднимали флаг для ненавистного русского царя или антисемитских режимов Польши или Литвы?»
Кроме того, говорит Дершовиц, «они приехали без какого-либо оружия империализма. Они не принесли с собой ни пушек, ни других средств завоевания. Их орудиями труда были грабли и мотыги. Земля, которую они обрабатывали, не была отнята у законных владельцев силой или конфискована по колониальным законам. Она была куплена... по справедливым, а зачастую и непомерно высоким ценам».
Более того, как сказал раввин Дэвид Вольпе, приглашенный профессор Гарвардской школы богословия:
«Евреи далеко не колониалисты. Напротив, евреи на самом деле являются коренными жителями, поскольку они изначально происходят из Израиля. В антисионистской идеологии колонизаторы всегда белые, но евреи в Израиле весьма разнообразны [большинство из них не белые]. Колонизаторы не делятся землей, но Израиль вернул Синайский полуостров Египту и делал отдельные предложения поделиться своей землей с палестинцами — которые палестинцы отвергли».
Кроме того, отметил он, многие евреи «были изгнаны из Израиля одной колониальной державой (Римом) и вернулись, свергнув власть другой (Британии)».
На протяжении веков земля Израиля действительно подвергалась колонизации. Но кем? Сменявшими друг друга арабскими империями! Аббасиды (Сирия), Фатимиды (Египет), Османы (Турция), а теперь еще и попытка Ирана (персы). Синкинсон отмечает, что «арабы — самые успешные колонизаторы за всю историю человечества..... Сегодня существует 22 арабских государства и 57 исламских стран..., созданных в основном путем насильственного порабощения местных коренных народов..., [таких как] берберы, езиды, арамеи, зороастрийцы и копты..., доисламских народов, культур и религий, которые были либо стерты с лица земли, либо насильно вписаны в арабскую или мусульманскую культуру».
Более того, ивритский термин «ишув» («леяшев эт арец» — «заселить землю» было мицвой в иудаизме; все предприятие по выкупу земли называлось «ишув») антисионисты преднамеренно переводят на английский словом «settler», явно несущим негативный оттенок.
Эта терминология не означает колонизацию в империалистическом смысле. Это значит вложить свой труд, свои руки, пот и слезы в то, чтобы облагородить засушливую землю и сделать ее цветущей. Это значит легально приобрести землю для заселения, как правило, у живущих где-то далеко помещиков, жаждущих наживы. Это означает создание трудовых коммун, которые занимаются земледелием и удобряют свою землю, развивая промышленность и самообеспечение.
Сионизм НЕ означает колонизацию поселенцами. Он означает возвышение земли, которой долгое время пренебрегала Османская империя, и превращение ее жизненной силы в глубокое благословение как для евреев, так и для арабов.
Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк