День памяти жертв Холокоста: параллели между ХАМАСом и нацистами

День памяти жертв Холокоста: параллели между ХАМАСом и нацистами
«Марш на Вашингтон за Газу» в Вашингтоне, США, 13 января 2024 г. Фото: REUTERS/Anna Rose Layden

27 января мир торжественно отмечает Международный день памяти жертв Холокоста — инициативу Организации Объединенных Наций, призванную увековечить память об одной из самых мрачных страниц истории. Однако значение этого дня выходит далеко за рамки простого поминовения. Это суровое напоминание, особенно сейчас, когда еврейскому государству, родившемуся из пепла Холокоста, предъявляют обвинения, зеркально отражающие те самые ужасы, с которыми когда-то столкнулись евреи.

Холокост — понятие, возникшее из глубины человеческой жестокости, — отражает чудовищное по своей методичности уничтожение миллионов людей нацистами. Сегодня мы сталкиваемся с леденящим душу совпадением: в этот день, посвященный памяти о зверствах прошлого, Израиль сталкивается с угрозами, напоминающими о той трагической эпохе. Газовые камеры отсутствуют, но присутствуют туннели, ракеты и мощная пропаганда.

Это совпадение усиливается по мере того, как самооборону Израиля — ответ на самую страшную резню со времен Холокоста — используют как повод для обвинения в геноциде. Печально, что именно то учреждение, которое отмечает этот день, обвиняет Израиль в преступлениях, о которых торжественно вспоминает.

В чем же тогда цель памяти, если не в том, чтобы учиться и предотвращать повторение самых мрачных моментов истории? Холокост научил нас прочности и смертоносной природе антисемитизма. Дара Хорн в своей книге People Love Dead Jews: Notes from a Haunted Present («Люди любят мертвых евреев. Записки из призрачного настоящего»), показывает, как еврейские страдания часто стремятся минимизировать и универсализировать, лишая их уникального исторического контекста. Споры вокруг Дома Анны Франк, где сотруднику-еврею запретили носить ермолку, служат примером этой тревожной тенденции.

Устойчивость антисемитизма — это одновременно адаптивность и глубоко укоренившаяся паранойя, часто прикрываемая риторикой «нейтралитета» или «зависимости от контекста». Он варьируется от причудливых теорий заговора до более коварных и опасных убеждений.

Схожи ли нацистский и исламистский антисемитизм?

Профессор Джозеф С. Шперл провел исследование, в котором сравнил нацистский и исламистский антисемитизм. Его работа показывает, что у них общие убеждения и предположения — общая паранойя. Обе идеологии рассматривают «мировое еврейство как врага, замышляющего поработить и в конечном итоге уничтожить неевреев».

554133.jpg
Венки у мемориала «Gleis 17» — платформы на железнодорожном вокзале Берлин-Грюневальд, с которой евреев депортировали в нацистские концентрационные лагеря в 1941-1945 годах. 27 января 2021 г. (REUTERS/FABRIZIO BENSCH)

Несмотря на огромную численную разницу (1,7 миллиарда мусульман против 15,7 миллионов евреев), лидеры «Хезболлы» утверждают: «Борьба с евреями — это борьба за выживание ислама».

Эта фундаментальная исламистская паранойя и ее последствия, убеждения, которые она порождает, и действия, которыми она движет, слишком часто упускаются из виду западными мыслителями, учеными, экспертами по внешней политике и журналистами. Их нельзя оставлять без внимания.

Отмечая Международный день памяти жертв Холокоста, крайне важно признать эти тревожные параллели. Этот день должен служить не просто лейблом. Он должен стать тревожным сигналом для всего мира о сохраняющихся угрозах антисемитизма и важности извлечения уроков из истории, чтобы не допустить ее повторения. Тем самым мы придадим истинный смысл понятию «память».

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова 

Похожие статьи