Любому израильтянину тяжело было выслушивать заявления председателя Международного суда Джоан Донохью, сделанные в пятницу. В отношении Израиля использовалась весьма жесткая риторика. Основное внимание Международного суда было направлено на палестинское население Газы, и лишь несколько слов председателя были посвящены ужасной резне 7 октября и заложникам, которых до сих пор удерживает ХАМАС. Однако итог для Израиля благоприятный: не было отдано ни одного распоряжения, имеющего практическое значение в реальных ситуациях.
По сути, Международный суд призвал Израиль придерживаться международного права и не допускать действий, которые могут противоречить Конвенции о геноциде (которых Израиль и так не предпринимает).
Значительным достижением судебного процесса стало то, что ни один из 17 членов судейской коллегии не удовлетворил просьбу ЮАР о выдаче приказа о прекращении боевых действий в Газе. Кроме того, ни один судья не обязал Израиль ограничить военные операции или позволить части населения Газы вернуться в свои дома, и не было отдано ни одного оперативного распоряжения о поставках определенного объема гуманитарной помощи в сектор Газа. Кроме того, ни один судья не принял решения издать приказ, предписывающий Израилю сократить или прекратить военные операции, «за исключением действий, необходимых для осуществления права на самооборону».
На практике МС вынес шесть общих временных распоряжений: сделать все необходимое в рамках своих полномочий для предотвращения действий, противоречащих Конвенции о геноциде; обязать ЦАХАЛ не совершать действий, противоречащих Конвенции; принять все меры для предотвращения публичных заявлений, поощряющих убийство палестинцев; принять эффективные меры для оказания гуманитарной помощи жителям сектора Газа; предотвратить уничтожение доказательств, связанных с действиями Израиля в секторе Газа; и представить в МС отчет о выполнении этих действий.
Интересны позиции судей, оказавшихся в меньшинстве. Судья из Уганды Джулия Себутинде выступила против всех постановлений. Судья Аарон Барак, представляющий Израиль, поддержал ее и выступил против всех постановлений, кроме тех, которые касались предотвращения публичных заявлений, поощряющих убийство палестинцев.
О важнейшем и решающем вкладе судьи Барака в относительно благоприятный для Израиля исход дела станет известно со временем. Главное значение этого факта заключается в том, что, несмотря на юридический статус суда и его полномочия по рассмотрению иска и изданию временных распоряжений, в результате были отданы общие распоряжения без практических последствий и без опасений, что возникнет международное давление с целью прекращения боевых действий.
Решение суда принимается после внутренних обсуждений и обмена мнениями между судьями. Израильская точка зрения, представленная судьей Бараком своим коллегам, а также его высокий международный авторитет стали решающим фактором в окончательном исходе судебного процесса.
75 лет назад государство Израиль восстал из дыма и пепла крематориев Освенцима, а теперь Израиль (защищающийся от террористической организации, открыто заявляющей о намерении совершать и совершающей массовые убийства, акты геноцида и военные преступления) оказывается обвиненным в геноциде.
После решений Международного суда ООН можно сказать, что, несмотря на абсурдность и предвзятость обвинений, Израиль достойно выступил в Гааге в свою защиту, представив выдающуюся команду юристов, в которую вошли профессор Малкольм Шоу, доктор Таль Беккер, доктор Гилад Ноам, доктор Омри Сандер, доктор Галит Рагуан и другие.
Циничная попытка ЮАР использовать Конвенцию о геноциде против Израиля и заставить его немедленно прекратить огонь потерпела неудачу.
Цель Израиля — завершить начальный этап временных постановлений без конкретных запретов или, в крайнем случае, с общими постановлениями, обязывающими Израиль действовать в соответствии с международным правом, — достигнута.
Ynet, перевод Ларисы Узвалк