Заложники и цель этой войны

Заложники и цель этой войны
Митинг на площади Заложников в Тель-Авиве Фото: AVSHALOM SASSONI/FLASH90

Недавно я совершил поездку в США, где посещал христианские общины и рассказывал о войне средствам массовой информации. Выходные я провел с друзьями в большой еврейской общине. Почти все евреи, с которыми я общался, находились в состоянии шока и гнева из-за событий 7 октября. Евреи, с которыми я встречался в шабат, все из ортодоксальной общины, были непоколебимы в своей уверенности, что Израиль должен уничтожить ХАМАС, поражение же подорвет нашу национальную безопасность на годы вперед.

У меня был один разговор, который я никогда не забуду. Я разговаривал с женщиной, чей сын незадолго до того служил в ЦАХАЛе, в боевой части. Она сказала, что, несмотря на то что ее сын прошел боевую подготовку, она не хочет, чтобы он возвращался в Израиль и участвовал в этой войне в составе боего подразделения. Понимая ее чувства, я мягко возразил ей, напомнив, что трое моих собственных детей и зять служили в боевых частях в Газе и вокруг нее в то время. Но затем она сказала нечто, что меня ошеломило.

— Послушайте, — сказала она. — Я мать. Ни одна страна не стоит жизни моего сына.

— Не знаю, — ответил я. — Если вы скажете мне, что все мои дети выживут в войне, но Израиль проиграет, я не соглашусь на такой обмен.

Я задумался об этом разговоре на днях, когда читал ежедневные заголовки газет здесь, в Израиле. Родственник одного из заложников, удерживаемых ХАМАСом, заявил, что Израилю, возможно, придется пойти на серьезные компромиссы, чтобы вернуть пленников. Речь идет о сделке, заключенной при посредничестве Египта и Катара, по освобождению всех заложников в обмен на прекращение войны. Представитель семей заложников раскритиковал премьер-министра Биньямина Нетаньяху за то, что тот не согласился на сделку.

Согласно еврейскому закону, освобождение пленных — это величайший поступок, который можно совершить, мицва, имеющая приоритет над всеми остальными. Однако еврейский закон также запрещает выкупать пленников за «большее, чем их стоимость». Талмуд объясняет, что причина того, чтобы не переплачивать за пленных заключается в том, что не следует поощрять врага брать еще больше пленных в будущем.

Иными словами, нам запрещено выкупать пленных, если в результате опасность для еврейской общины усилится.

В первые дни после 7 октября руководство Израиля ясно дало понять, что цель этой войны — уничтожение ХАМАСа, и точка. Только под давлением многих семей заложников их спасение было добавлено в качестве второй «главной» цели. И с тех пор пресс-служба ЦАХАЛа и правительство только об этом и говорят.

Давайте проясним ситуацию. Двух «главных» целей одновременно быть не может. Должно быть очевидно, что если есть две разные цели, то только одна из них может быть «главной». Что происходит, когда эти две цели вступают в конфликт?

С 7 октября по настоящий момент погибли 556 солдат ЦАХАЛа. Эти солдаты отдали свои жизни, чтобы обеспечить победу над врагом, представляющим экзистенциальную угрозу для народа Израиля. Если эта цель не будет достигнута из-за компромиссов, достигнутых ради спасения заложников, ХАМАС объявит о своей победе. И они будут правы, если сделают это. Остановка перед уничтожением ХАМАСа ради спасения заложников уверит главарей группировки в верности избранной тактики. Враги Израиля придут к мнению, что захват заложников эффективен, что это путь к поражению Израиля. Именно от этого предостерегал Талмуд.

Когда Авраам прошел Божье испытание и добровольно принес на алтарь своего сына Ицхака, он получил от Бога благословение.

«Клянусь Собою, говорит Господь, что за то, что ты сделал это и не утаил сына твоего единственного, Я благословлю тебя и умножу потомков твоих, как звезды на небе и как песок на берегу моря; и овладеют потомки твои вратами врагов своих. И благословятся через потомство твое все народы земли, потому что ты послушался голоса Моего». (Берешит 22:16-18)

Благословение состоит из трех пунктов. Первый и третий (благословение обильного потомства и благословение всех народов через семя Авраама) уже были известны Аврааму ранее (Берешит 12:3, 15:5). Единственное новое благословение, которое получил Авраам, послушно отдав Богу жизнь своего сына, — это то, что его «потомки овладеют вратами врагов своих». Другими словами, урок «Жертвоприношения Ицхака» заключается в том, что для победы в войне мы должны быть готовы поставить на кон жизнь своих детей.

Ситуация с заложниками ужасна. Опасность и страдания, которым они подвергаются, трагичны. Страдания их семей — это невообразимый кошмар. Я, как и любой другой израильтянин и сторонник Израиля, ежедневно молюсь и жажду возвращения каждого заложника в целости и сохранности. Но мне кажется, что я говорю от имени многих израильтян, которым неловко произносить слова, о которых думают многие из нас.

Перефразируя мой ответ знакомой из США, позвольте мне задать вопрос. Если бы всех заложников удалось спасти, но это означало бы, что ХАМАС не будет побежден, одобрили ли вы такой обмен?

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи