| Девин Спер
Девин Спер

Победы и поражения измеряются территориями

Победы и поражения измеряются территориями
Эвакуация израильтян из Ямита в апреле 1982 г.

Премьер-министр Нетаньяху недвусмысленно заявил, что Израиль не согласится ни на что меньшее, чем победа в продолжающемся конфликте в Газе. В связи с этим возникает вопрос: что означает победа в этой войне?  Врагов Израиля не слишком волнуют человеческие жертвы и материальные потери, и они признают поражение только с потерей территории, как это было в 1948 и 1967 годах. В глазах наших противников и истории победа и поражение будут измеряться приобретением или потерей земель.

На протяжении всей истории войны в основном вращались вокруг территориального контроля, а победа достигалась за счет территориального господства, а не уничтожения противника. В конце Второй мировой войны Германия все еще имела миллионы солдат под ружьем, когда безоговорочно капитулировала перед союзниками.

Израиль — единственный пример того, как победитель уступает территорию побежденному. Начиная с Первого соглашения о разделении сил с Египтом в 1974 году и до сегодняшнего дня, Израиль сделал длинную серию территориальных уступок, в то время как его враги упорно отказываются делать это по принципиальным соображениям. Как заявляет ХАМАС, «Палестина едина и неделима от реки до моря... Это неизменно и не подлежит обсуждению». Действительно, с начала мирного процесса в Осло палестинцы не уступили ни одного квадратного сантиметра территории, что резко контрастирует с неэффективной политикой Израиля «земля в обмен на мир».

Важнейшим историческим примером является город Ямит, созданный Израилем на границе Синая и Газы в ответ на многочисленные войны, развязанные против него из этих районов. Предполагаемый буфер между Египтом и Газой мог бы предотвратить нынешний конфликт, если бы Израиль не уступил его в 1979 году по мирному договору с Египтом. Ни ХАМАС, ни кто-либо другой не смог бы ввозить оружие через Ямит, и всех последующих войн Израиля с ХАМАСом удалось бы избежать.

В соответствии с соглашениями Осло 1994 года Израиль передал Палестинской автономии Газу и большую часть Иудеи и Самарии. Менее известны территориальные уступки, сделанные Иордании в 1970, 1975 и 1994 годах, общей площадью более 375 квадратных километров, что больше, чем территория сектора Газа. Израиль также предоставил Иордании право забирать еще 50 миллионов кубометров воды из озера Кинерет.

После более чем десятилетнего поиска компромисса по морской границе с Ливаном Израиль согласился на первоначальное требование Бейрута, известное как «линия 23». 27 октября 2022 года Израиль уступил Ливану 860 квадратных километров своих территориальных вод, включая часть газового месторождения «Кана» на морском шельфе, на разведку которого Ливан получил права. Премьер-министр Израиля Лапид подписал это соглашение без проведения общенационального референдума по территориальным уступкам или одобрения Кнессета, как того требует израильское законодательство.  Лапид считал, что эта уступка стабилизирует северную границу Израиля с Ливаном, поскольку даст контролирующей ее «Хезболле» финансовую заинтересованность в сохранении мира. Спустя всего год концепция «земля в обмен на мир» снова провалилась, и Израиль находится в состоянии войны с «Хезболлой».

Невероятно, но несмотря на все это, Израиль сейчас рассматривает возможность дальнейших территориальных уступок Ливану. Переговоры об этих уступках ведет Амос Хохштейн, тот же посланник США, который в прошлом году вел переговоры об уступках на море. В настоящее время Израиль предлагает уступить Ливану (т.е. «Хезболле») сельхозугодья Шебаа и холмы Кфар-Шуба на Голанских высотах, а также, возможно, другие районы, на которые «Хезболла» необоснованно претендует как на ливанскую территорию.  Именно это имел в виду Насралла в своей речи 5 января, когда сказал: «Сейчас перед нами открывается историческая возможность полностью освободить каждый дюйм нашей ливанской земли».

В обмен на это «Хезболла» обязуется вывести часть или все свои силы на север до реки Литани, что она должна была сделать много лет назад в соответствии с резолюцией ООН 1701. Вряд ли «Хезболла» согласится на это, так как эти районы являются единственным оправданием «Хезболлы», утверждающей, что она является движением сопротивления (т.е. сопротивляется израильской оккупации ливанской территории). В любом случае, силы «Хезболлы» могут снова проникнуть к израильской границе, постепенно или в течение нескольких часов.

Такие уступки ободрят «Хезболлу», которая воспримет их как победу и усилит свою агрессию против Израиля. Точно так же и ХАМАС воспримет возвращение Израиля к границе с Газой не как поражение, а как победу, и возобновит свои действия с того же места, на котором остановился.

Израиль — крошечная страна, и ей давно пора перестать отдавать ту небольшую землю и те немногие ценные ресурсы, которыми она располагает.  Только потеря территории, а не новые территориальные уступки со стороны Израиля, убедит его врагов в том, что их агрессия против него не окупается.   Только в этом случае невероятные жертвы израильских граждан и солдат не будут напрасными, и ни они, ни их дети не столкнутся с необходимостью вновь сражаться за возвращение той же территории, с которой они столько раз подвергались нападению.

Чтобы одержать решительную победу и проложить путь к прочному миру, Израиль должен изменить свой подход. Одним из шагов в правильном направлении является предложение о сохранении буферной зоны в Газе после войны. Это не только облегчит возвращение заложников, но и психологически навяжет врагу поражение. Только аннексия Израилем территории Газы убедит ее жителей в том, что их агрессия, возможно, не имела смысла и не стоит ее повторять. Вопреки заявлению госсекретаря США Энтони Блинкена о том, что Израиль не должен отбирать территорию у Газы, это необходимо сделать.  Аналогичная политика может быть применена к Иудее и Самарии, где только депопуляция и аннексия контролируемых террористами районов, таких как Дженин, может устранить постоянные угрозы и сдержать агрессию в других местах.

Враги Израиля прекрасно понимают, что, в отличие от имущества и солдат, территория невосполнима. Аннексия, а не уступки, должна стать руководящим принципом на всех фронтах.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда 

Похожие статьи