Махмуду Аббасу потребовалось пять дней, чтобы публично осудить злодеяния 7 октября, да и то его заявления можно назвать в лучшем случае беззубыми. «Мы отвергаем практику убийства гражданских лиц и жестокого обращения с ними с обеих сторон», — заявил председатель Палестинской автономии (ПА) во время встречи с королем Иордании Абдаллой в Аммане. Почему такая неоднозначная и запоздалая реакция?
Если бы Аббас прямо осудил нападения 7 октября, он бы еще больше оттолкнул от себя палестинское население — почти три четверти которого выразили поддержку кровавым бесчинствам ХАМАСа. Конечно, еще до того, как произошел этот последний виток насилия, популярность Аббаса среди его собственного народа стремительно падала. Палестинская администрация, во главе которой стоит Аббас, воспринимается большинством арабского населения Западного берега как «подручные израильских оккупантов», неэффективная и коррумпированная публика. Его решение отложить на неопределенный срок выборы в законодательные органы Палестины (всего за три недели до того, как они должны были состояться в мае 2021 года) было воспринято многими аналитиками как тактика, направленная на то, чтобы избежать почти гарантированной победы ХАМАСа. Спустя два года теракты 7 октября и последовавший за ними военный ответ Израиля еще больше подорвали популярность председателя Палестинской автономии. По данным Палестинского центра политических и социологических исследований, поддерживают отставку Аббаса 92% на Западном берегу и 81% в Газе. Открытое осуждение атаки ХАМАСа только усугубило бы пропасть между палестинцами и их номинальным лидером.
С другой стороны, если бы Аббас открыто торжествовал бы по поводу ужасающих событий 7 октября (в согласии с большинством палестинцев), он неизбежно оттолкнул бы от себя международное сообщество, подавляющее большинство которого считает его администрацию единственным законным представителем палестинского народа. Эта легитимация Палестинской автономии воплощается в действиях, поскольку с момента ее создания в 1994 году в рамках провалившихся соглашений Осло ей ежегодно выделяются огромные суммы денег — при поддержке ЕС и Соединенных Штатов. Согласно статистике, опубликованной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в период с 1994 по 2020 год объем помощи палестинцам составил более 40 миллиардов долларов, значительная часть которых (35,4%) идет на поддержку бюджета ПА. В качестве примера можно привести тот факт, что Европейская комиссия в декабре 2023 года объявила о своем решении принять пакет помощи в размере 118,4 млн евро для поддержки ПА в покрытии ее расходов в течение 2024 года. Более того, что касается БАПОР (которое занимается развитием системы образования ПА на Западном берегу и в секторе Газа), примечательно, что 16 из 20 его крупнейших доноров могут считаться частями Запада, хотя многие из них, такие как США, Германия, Швейцария и Канада, временно приостановили финансирование, учитывая недавно обнаруженные Израилем доказательства того, что по крайней мере 12 сотрудников БАПОР участвовали в терактах 7 октября и что 10% его персонала в Газе имеют связи с террористическими группировками. Эти события лишь подчеркивают, что любое публичное одобрение 7 октября со стороны Аббаса рискует поставить под угрозу финансовый спасательный круг, предоставленный ПА ее западными сторонниками.
Поэтому председатель ПА не поддержал и не осудил злодеяния 7/10, следуя по тонкой грани между попытками (тщетными) успокоить настроения палестинцев и заискиванием перед международным сообществом. Однако при всей его нейтральности и сдержанности при ближайшем рассмотрении политики Палестинской автономии становится очевидной подлинная позиция Аббаса в отношении событий 7 октября. Система образования Палестинской автономии, учебники и программы которой с удовольствием распространяются Агентством ООН по оказанию помощи и организации работ (UNRWA) как на Западном берегу, так и в секторе Газа, изобилует материалами, прославляющими насилие, поощряющими террор и пропагандирующими антисемитизм. Институт мониторинга мира и культурной толерантности в школьном образовании (IMPACT-se), грозная израильская НПО, которая следит за учебными программами и учебниками на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сообщает о пугающих масштабах индоктринации палестинских школьников с раннего возраста: учебники математики просят учеников подсчитать, сколько «мучеников» погибло во время Первой и Второй интифад; учебники естественных наук просят определить силы, влияющие на траекторию полета снаряда, выпущенного по солдатам ЦАХАЛа; различные задания на понимание прочитанного восхваляют палестинских террористов, таких как Далаль Муграби, который устроил резню на Прибрежной дороге в 1978 году, унесшую жизни 38 израильских гражданских лиц, включая 13 детей. (Остается только удивляться, как такой материал прошел процесс быстрой проверки БАПОР, который якобы отслеживает все образовательные материалы, распространяемые под его эгидой.)
Документально подтверждено, что Палестинская администрация предоставляет щедрые денежные вознаграждения палестинским террористам, сидящим в израильских тюрьмах (а также семьям погибших террористов), и что сумма увеличивается с увеличением срока заключения, то есть с тяжестью теракта. Например, в 2017 году общие расходы ПА на прямое финансирование террора составили 355 миллионов долларов. Именно знание этого факта послужило основанием для принятия акта Тейлора Форса, подписанного в марте 2018 года президентом США Трампом, который сократил все прямое финансирование ПА до тех пор, пока она не пообещала прекратить стимулировать террор. Неудивительно, что этот шаг не принес желаемых результатов, и Итамар Маркус из организации Palestinian Media Watch (PMW) подсчитал, что только за октябрь ПА выплатила семьям тех, кто устроил бойню 7 октября, более 2,8 миллиона долларов. Стоит ли удивляться, что израильтян не убеждают призывы международного сообщества к двухгосударственному решению. Создать независимое государство, плотно граничащее с Израилем, во главе с той самой властью, которая спокойно одобряет его уничтожение?
Вступив в двадцатый год своего четырехлетнего срока, Аббас продолжает идти вперед, преуменьшая свое поощрение насилия и осторожно ступая по канату, который и израильтяне, и палестинцы стремятся вырвать у него из-под ног (хотя и по совершенно разным причинам). Поскольку израильтяне все еще не отошли от чудовищности атаки ХАМАСа, а также от огромных разрушений и жертв, понесенных сектором Газа после того, как ЦАХАЛ начал ответные действия, оба народа по понятным причинам с трудом видят свет в конце тоннеля. Но когда он, наконец, появится, оба народа надеются, что фигура Махмуда Аббаса прочно скроется из виду.
Times of Israel, перевод Якова Скворцова