Повесть о двух городах и двух идеологиях, или Может ли Газа стать Дубаем

Повесть о двух городах и двух идеологиях, или Может ли Газа стать Дубаем
Дубай

Нынешняя война между государством Израиль и джихадистской фундаменталистской исламской террористической организацией ХАМАС — это не просто очередной виток Ближневосточного конфликта, это эпицентр столкновения идеологий.

Почему во всем мире мы видим массовые пропалестинские демонстрации, а израильские арабы ничем подобным не занимаются? То есть почему арабы (палестинцы), живущие в Израиле, — единственные, кто не борется за «свободу» Палестины? Почему израильские арабы — единственные арабы, которые не скандируют постоянно: «От реки до моря Палестина будет свободной!», намекая, де-факто, на полное уничтожение государства Израиль? Безусловно, это весьма значительный когнитивный диссонанс, который необходимо исследовать и проанализировать. С другой стороны, я также попытаюсь спрогнозировать, как может выглядеть сектор Газа в эпоху после ХАМАСа.

Хотя сегодня все мы носим в руках мобильный телефон — удивительное устройство, дающее мгновенный доступ к точной информации в Интернете, мы, как глобальное общество, никогда не видели такого количества невежества, распространяемого мгновенно. Хуже всего то, что мы живем в абсурдную эпоху, когда невежды с абсолютной уверенностью повторяют ложь, не обладая ни малейшей рефлексией, чтобы усомниться в своих словах или изучить соответствующий вопрос. По какой-то причине людей легко убедить в этой лжи. По-настоящему захватывает дух, когда видишь предполагаемых «авторитетов» TikTok, которые активно формируют целое поколение людей, романтизирующих невежество.

Я родом из мира образования и верю в плюрализм мышления и ценность самокритики. Жизнь сложна, поэтому все явления необходимо исследовать, анализировать, обсуждать, прежде чем вырабатывать свое мнение. Я верю в важность умения слушать и учиться. Я надеюсь, что эти слова побудят вас к критическому мышлению, будут способствовать диалогу и постоянному поиску жизнеспособного решения.

Давайте начнем с самого главного вопроса: почему израильские арабы не выходят на улицы?

HyZ11miztT_0_136_1280_721_0_x-large.jpg
Последствия теракта на автобусной остановке в Хевроне (United Hatzalah)

После Войны за независимость израильские арабы учились в школах по программе Министерства образования Израиля, получали ученые степени в университетах Израиля и всего мира, строили дома в Израиле, становились судьями в Верховном суде, врачами, руководителями больниц, министрами в правительстве, предпринимателями, банкирами, полицейскими и воплощали все остальные мечты, о которых мечтали. Они стали гражданами с равными правами и обязанностями, как и любой другой израильтянин.

Важно отметить, что проблем еще много, и, к сожалению, не все так радужно. Израильская правительственная парламентская система создала ситуацию, в которой большинство политических партий являются «секторальными», то есть они в первую очередь заботятся о том секторе, который за них голосует. По этой причине в социально-политические меньшинства в Израиле вкладывается очень мало средств.

Необходимо разработать долгосрочный стратегический план для успешного развития социальной интеграции всех меньшинств на национальном уровне. А пока я хотел бы попытаться объяснить, почему эти меньшинства, особенно арабы-мусульмане, не выступили в поддержку ХАМАСа и не стремятся к уничтожению Израиля.

Чтобы понять это, необходимо обратить внимание на два основных аспекта. С одной стороны, система формального образования, а с другой — формирование надежд и ожиданий на будущее.

В учебниках, используемых в арабских школах государства Израиль, образование детей основано на всеобщих этических и моральных ценностях: они изучают математику, физику и химию, учат английский язык и читают романы всемирно известных писателей. Я не хочу сказать, что все идеально; конечно, все может быть лучше. Я лишь указываю на то, что на протяжении четырех поколений дети растут в образовательной среде, где поощряются развитие и успех, в то время как в школах Газы и Западного берега, напротив, их учат боготворить мучеников и массово прививают постоянную и неизменную ненависть и злобу.

Это подводит нас непосредственно ко второму аспекту. Причина, по которой мы так много вкладываем в наших детей, заключается в том, что мы хотим, чтобы они, помимо всего прочего, добились успеха в своей жизни. Успех — это достижение наших ожиданий, мечты о лучшей жизни, стремление к счастью. Однако, чтобы добиться успеха, нужно сначала иметь силу и смелость мечтать, а также поддержку, чтобы бороться за свои мечты. Но как быть, если ваше желание, то, чему вас учили всю жизнь, то, что в вашем окружении считается успехом, — это убивать и умирать за честь, быть мучеником? Что происходит, когда акты изнасилования, обезглавливания, убийства детей и похищения младенцев считаются представлением и выражением успеха?

Очевидно, именно это происходит сейчас в школах сектора Газа, управляемых ХАМАСом. К сожалению, в определенной степени это происходит и в школах Палестинской автономии на Западном берегу. В обоих случаях учебники для начальной школы боготворят национальных «героев» — людей, которые совершили самоубийство, убив израильтян с криком «Аллах Акбар!». И на Западном берегу, и в Газе площади, фонтаны, памятники, улицы и школы называют именами террористов, которые убивали, взрывая автобусы с невинными детьми. Хуже всего то, что в бюджете Палестинской автономии выделена статья, более 300 миллионов долларов в год, которая предназначена для ежемесячных пособий семьям террористов, которые погибли или были пойманы на убийстве израильтян. Размер этой выплаты зависит от количества израильтян, которых террористы успели убить до того, как погибли или были схвачены. Чем больше невинных младенцев вы успели убить своим взрывным жилетом, тем больше ежемесячных выплат получит ваша семья.

Я предлагаю читателю на минуту задуматься над предыдущим абзацем. Считаете ли вы это правильным? Знаете ли вы какую-нибудь другую организацию, страну или общество, которые выдают семьям убийц ежемесячную зарплату в соответствии с меню, основанным на количестве невинных граждан, хладнокровно убитых террористом? Это, несомненно, способствовало созданию общества, в котором убийцы считаются героями, порождая тем самым «успех», которого желает каждый ребенок: стать мучеником.

Теперь давайте рассмотрим это в контексте. Если надежда на успех основана на убийстве или самоубийстве, то какой смысл читать романы великих писателей, таких как Шекспир, Хемингуэй или Диккенс? Зачем изучать математику, физику и химию? Какой смысл в изучении английского языка или компьютеров? Все, что мы считаем «академическими целями» в западном обществе, не имеет никакой ценности, потому что герои палестинского общества — это не инженеры, писатели, врачи, банкиры или предприниматели.

ry4D3EJO2_0_6_1242_1237_0_x-large.jpg
Палестинский боевик, организовавший нападение на автозаправочную станцию в Эли

Именно поэтому, как побочный эффект, общество страдает от крайней бедности. Здесь влияние удваивается, поскольку они не только живут в крайней нищете из-за отсутствия академических способностей, но и подвергаются джихадистскому фундаменталистскому религиозному идеологическому промыванию мозгов. А когда вы смешиваете академическое невежество, героизм мучеников исламского фундаментализма и стимул достижения некоторой экономической стабильности путем получения ежемесячного пособия, вы, по сути, с необычайной эффективностью создаете еще одно поколение детей, единственное желание которых — быть мучениками. Именно так им удалось создать новое поколение убийц, способных совершить те варварские злодеяния, которые мы видели 7 октября прошлого года.

В обществах, где правят фундаменталисты, где население живет в крайней нищете, коррумпированные власти являются мультимиллиардерами. Они становятся примером для подражания, и так дети вырастают, мечтая стать одним из этих мегатеррористов.

Подумайте об этом: дети учатся тому, что быть террористом-убийцей — единственный способ добиться успеха в жизни. Если ему удастся умереть во время теракта, он получит 72 девственницы в раю, а его семья никогда не будет знать нищеты. Он станет знаменитым, а на площадях выставят плакаты с его портретом. А если он не погибнет на «задании», у него будет возможность подняться на более высокий военный пост, он будет известен как «успешный террорист, который смог убить евреев и вернуться живым», он станет героем, получит должность в органах власти. Возможно, у него еще не будет девственниц в раю, но он все равно сможет добиться необыкновенной славы и экономической стабильности для всей своей семьи.

Короче говоря, какой выбор остается у палестинского ребенка в Газе? Я считаю, что в этом и заключается суть конфликта. Теоретически все остальные вопросы можно решить путем переговоров. Поселения можно демонтировать (как мы уже неоднократно делали в прошлом); границы можно перенести с одного места на другое; разрушенные здания и дома можно отстроить заново. Но изменить радикальное джихадистское мировоззрение человека, которому на протяжении десятилетий, с самого раннего детства, систематически (и эффективно) промывали мозги, не так-то просто. На уровне всего социума для исправления ситуации потребуются поколения, но это возможно.

А вот, например, великолепный город Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Дубай — это доказательство того, что успех возможен, когда лидеры сосредотачиваются на экономическом прогрессе. Это город, который 25 лет назад был не более чем песчаными дюнами на берегу моря в пустыне. Это была маленькая и относительно незначительная рыбацкая деревушка, а сегодня это мекка промышленности и лакшери-туризма, которая может похвастаться одними из лучших в мире отелей и самым высоким зданием на планете — Бурдж-Халифа. В последние десятилетия Дубай стал синонимом стратегического экономического успеха.

Сходство между городом Газа и Дубаем поразительно. Оба были рыбацкими деревнями в пустыне, в них нет источников питьевой воды, очень жаркий сухой климат и прекрасные пляжи. Почему Газа не может быть похожа на Дубай? Почему у побережья Газы не могут быть созданы искусственные острова, где миллионеры всего мира могли бы покупать недвижимость и строить роскошные виллы? Что должно произойти, чтобы Газа стала Дубаем? Может ли население Газы наслаждаться прекрасной набережной с ресторанами, отмеченными мишленовскими звездами, роскошными отелями, возможно, даже казино и торговыми центрами с самыми эксклюзивными магазинами, и таким образом стать исключительным туристическим центром, который захочет посетить вся планета?

Спонтанный ответ на вопрос, почему этого не произошло, который может возникнуть у вас в голове прямо сейчас, — это то, что во всем виноват Израиль, или, возможно, предполагаемая оккупация сектора, или отсутствие природных ресурсов и соответствующих нефтедолларов, или, возможно, несколько других факторов, которые не были проанализированы. Но наиболее достоверный ответ заключается в том, что лидеры Газы просто не заинтересованы в этом.

Власть в секторе Газа последние 17 лет, с момента размежевания с Израилем, принадлежит фундаменталистской джихадистской террористической организации ХАМАС, не заинтересованной в прекращении конфликта, поскольку для этого ей пришлось бы признать государство Израиль, а это, к сожалению, не совпадает с идеологией, которую она так эффективно прививала жителям сектора с раннего возраста на протяжении многих лет. Они живут в конфликте и питаются ненавистью, ими движет обида и абсолютная нищета, из-за которой все население зависит исключительно от властей.

Как гласит старая китайская поговорка: «Дай человеку рыбу — и ты сделаешь его сытым на один день. Научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь» (Конфуций). Если бы жителей Газы научили, образно говоря, ловить рыбу, они могли бы стать экономически независимыми от своих властей, могли бы заниматься инженерным делом, архитектурой, сельским хозяйством, медициной, наукой и искусством. Но для этого им придется выбрать жизнь, а не смерть. Им придется отбросить свое стремление получить 72 девственницы в раю, отказаться от идеи джихадистской славы. Они должны будут выбрать лучшую жизнь сегодня, они должны будут решить инвестировать в настоящее, в эту жизнь.

Эти идеи — не фантазии, они реальны и даже имеют определенный уровень вероятности. Но для этого потребуется долгосрочный стратегический план. Покойный Шимон Перес всегда говорил, что нужно мечтать по-крупному. Он был убежден, что экономическое сотрудничество станет идеальным выходом из порочного круга насилия. Он говорил, что для достижения прогресса необходимо инвестировать. Но его мечты не сбылись во многом потому, что палестинская сторона конфликта, как Палестинская администрация, так и ХАМАС, не желают признавать существование государства Израиль. Они продолжают свою борьбу под лозунгами типа «от реки до моря», стремясь разрушать, а не инвестировать, они продолжают обучать убивать, а не побеждать.

ByWNckOSZa_0_22_1280_720_0_x-large.jpg
Разрушения в Газе, вызванные израильскими авиаударами

Это не будет ни легко, ни быстро. На это уйдут десятилетия, даже целые поколения. Но я не сомневаюсь, что это возможно. Более того, я твердо убежден, что израильские арабы могут послужить социальным мостом, который преодолеет разрыв между этими двумя совершенно противоположными системами жизни. Я верю, что их успешный пример может побудить палестинцев сделать выбор в пользу создания ожиданий от жизни, которые не включают в себя смерть. Есть тысячи примеров того, как суровые враги, которые вели ужасные войны в прошлом, сегодня становятся союзниками. Достаточно посмотреть на то, как дружат Израиль и Германия, чтобы понять, что в макрокартине мировой истории в далеком будущем арабо-израильский конфликт будет сведен к одной странице какой-нибудь книги.

Фундаменталистские джихадистские системы образования разрушили все основные волокна человеческого сопереживания и создали монстров, совершивших варварство 7 октября. С помощью образования мы также можем исправить ситуацию. Сейчас необходимо, чтобы мир объединился и положил конец ХАМАСу. Израильская армия должна продолжать борьбу, чтобы достичь целей этой войны: немедленно спасти похищенных заложников и полностью уничтожить угнетение ХАМАСом палестинского населения Газы. Тогда весь мир вместе сможет начать восстановление Газы как на уровне инфраструктуры, так и на уровне воспитания ценностей, этики, морали и, таким образом, мы сможем предложить возможность породить ожидания и мечты, которые не имеют ничего общего с убийствами и смертями.

Может быть, это наивно, может быть, это мечта, но я надеюсь, что однажды смогу прогуляться по набережной Газы.

Ynet, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи