Нравится это кому-то или нет, но два государства — это наше будущее

Нравится это кому-то или нет, но два государства — это наше будущее
Барьер, разделяющий палестинский лагерь беженцев Шуафат и еврейский район Писгат Зеев в Иерусалиме, 23 января 2022 г. Фото: JAMAL AWAD/FLASH90

После почти пяти месяцев кровопролитной войны я считаю, что настало время взглянуть в лицо будущего, каким бы неприятным оно ни казалось, и перестать обманывать себя по поводу нашей способности решать все вопросы, касающиеся нашего статуса в этом регионе.

«Между рекой и морем», как любят называть наши враги этот клочок земли, на котором мы все живем, проживает 7,2 млн евреев и 6,9 млн арабов. Это факт, как и то, что никто из нас никуда не денется. И если никто из нас никуда не собирается уезжать, есть только одно решение, которое обещает продуктивное будущее для нас обоих: найти способ жить вместе, чтобы мы не стремились постоянно убивать друг друга.

Прожив здесь более 40 лет, я хорошо знаю, что мы бессчетное количество раз пытались разработать план решения этой проблемы. Наш аргумент всегда сводился к тому, что «они» либо всегда отвергали мирные предложения, либо что у «нас» просто нет партнера для заключения мира. Их аргумент? Это наша земля, вы колонизаторы, у вас нет права находиться здесь, и мы можем ждать столько, сколько потребуется, чтобы вернуть ее. Все остальное, что мы постоянно слышим, — просто разновидности этой базовой аксиомы, которая коренится в системе верований, причисляющей каждого немусульманина к неверным.

Тем не менее вот что мы вынесли из событий 7 октября. 1) Мы не непобедимы. 2) Наше правительство и армия не смогли нас защитить. 3) Даже с нашими высокотехнологичными системами безопасности, если мы живем по соседству с хаосом, в конце концов этот хаос просочится через границу и охватит и нас. 4) Мы столкнулись с дефицитом расходных материалов, и если бы не «ключи от ящика с припасами», которые нам дали США, мы не смогли бы поддерживать войну в течение пяти месяцев.

Мы также узнали много нового о наших палестинских соседях. 1) Руководству ХАМАСа наплевать на то, что происходит с его народом. 2) Идея передачи перемещенных арабов в другие страны не имеет смысла, потому что ни одна страна не хочет их принимать. 3) БАПОР на протяжении 75 лет сохраняет статус беженцев для тех, кто был перемещен в 1948 году, и все это время численность «беженцев» продолжает увеличиваться.

Кроме того, есть и другие вещи, которые мы всегда знали. Например, (а) люди, воспитанные в условиях отсутствия позитивных перспектив на будущее, в конце концов восстанут, как мы видели в ходе многочисленных интифад прошлого; (б) чем дольше длится война, тем меньше сочувствия и поддержки мы получим от остального мира; и (в) западные державы, которые нас поддерживали, отключат эту поддержку, столкнувшись с серьезной внутренней критикой.

Поэтому у нас есть только один выбор: выдвинуть свой собственный план создания будущего суверенного образования для палестинцев, опираясь на добрую волю арабских государств, с которыми мы поддерживаем дипломатические отношения, несмотря на происходящее в Газе, чтобы они помогли нам в этих усилиях. Обратите внимание, что ни одна арабская страна не отозвала своего посла, за исключением Иордании, несмотря на внутреннее давление.

ПРИЗНАВАЯ ВСЕ ЭТО, мы можем предложить путь, который обеспечит нам безопасность, в которой мы нуждаемся и которую заслуживаем, и одновременно создаст основу для прекращения кровопролитий на ближайшие 75 лет (мы не хотим быть слишком оптимистичными, поэтому не будем называть это постоянным мирным договором). Некоторые возможные параметры.

ЦАХАЛ прекращает войну, все заложники возвращаются, а руководству ХАМАСа предоставляется безопасный проезд в какую-либо другую страну, и ему никогда не будет позволено вернуться ни в Газу, ни в Иудею и Самарию.

Все боевое оружие в Газе будет конфисковано, а система туннелей уничтожена.

Коалиция арабских и западных стран возьмет на себя ответственность за управление Газой в течение трех лет, чтобы восстановить инфраструктуру сектора и подготовить местное руководство, которое станет его управляющим органом.

Израиль завершает строительство километровой буферной зоны на границе с сектором Газа, куда не будут допускаться жители Газы.

В Газе будут построены морской порт и аэропорт, чтобы жители могли въезжать и выезжать, не прибегая к транзиту через Израиль или Египет.

На три года Иудея и Самария будут объявлены протекторатом Палестина, где коалиция арабских и западных стран будет выполнять те же функции, что и в Газе.

По истечении трех лет, в идеале, Газа и Иудея и Самария объединятся в суверенное государство Палестина, с гражданскими силами безопасности, но без армии и без возможности вести войну.

Еврейские общины в Иудее и Самарии будут иметь право оставаться там до тех пор, пока они этого желают. Арабское руководство, как уже говорилось ранее, заявит, что оно хочет, чтобы эта территория стала юденрайн, так же как мы никогда не скажем, что арабы не могут жить в Израиле, это будет противоречить концепции мира. Жители этих еврейских общин будут иметь израильское гражданство, а по истечении трехлетнего периода смогут получить и палестинское гражданство, если захотят воспользоваться этой возможностью.

Между двумя государствами будет установлена действующая международная граница, а для израильтян, проживающих в палестинском анклаве, будет организована скоростная полоса для въезда в Израиль и возвращения обратно.

Есть еще много деталей, которые необходимо уточнить, но цель ясна: создать демилитаризованную политическую структуру, которая обеспечит основу для того, чтобы мы могли жить рядом, не убивая друг друга каждые несколько лет.

Понятно, что есть те, кто говорит, что сейчас, после 7 октября, не время говорить о мире с палестинцами или о какой-либо концепции палестинского суверенитета. Однако сейчас есть возможность, и эти хаотичные времена во всем мире не предвещают ничего хорошего для сохранения статус-кво. Поэтому нам нужны лидеры, которые смогут ясно и честно увидеть стоящие перед нами проблемы и, используя отношения, сложившиеся с нашими соседями за последние несколько лет, выстроить новую структуру, которая даст всем нам надежду на будущее и возможность долгих лет спокойного совместного прогресса.

Как человек верующий, я верю, что все, что происходит с нами здесь, находится в руках Всевышнего. Тем не менее, Тора (Дварим 30:12) говорит нам, что «не в небесах дело» и что мы были даны этой земле, чтобы продолжить работу небес, что косвенно означает, что Всевышний рад нашей помощи в достижении чего-то близкого к нирване. Пиркей Авот (2:16) призывает нас действовать, говоря: «Не наша обязанность — закончить работу, но и не в нашей власти отказаться от нее».

Наша задача четко поставлена перед нами. Мы не смеем уклоняться от нее.

Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи