| Исраэль Медад
Исраэль Медад

Поддерживают ли США сионистские территориальные претензии?

Поддерживают ли США сионистские территориальные претензии?
Палестинцы протестуют против еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, 7 июля 2023 г. Фото: Flash90

Дипломатическая игра в пинг-понг продолжается. Госсекретарь США Энтони Блинкен отменил заявление своего предшественника Майка Помпео от 2019 года о законности еврейских поселений в Иудее и Самарии.

Политика Соединенных Штатов больше не поддерживает тезис о том, что 2создание израильских гражданских поселений на Западном берегу само по себе не противоречит международному праву».

23 февраля Блинкен заявил, что «политика США, проводимая как республиканскими, так и демократическими администрациями, уже давно заключается в том, что новые поселения являются контрпродуктивными для достижения прочного мира. Они также несовместимы с международным правом».

Блинкен не только пришел к неверному выводу, но и неверно изложил прежние дипломатические позиции своей страны. Конечно, можно спросить госсекретаря, являются ли «старые» поселения законными или незаконно только их «любое расширение». Однако это может поставить его в тупик. А вот что еще может поставить его в тупик, так это телевизионное интервью госсекретаря Мадлен Олбрайт с Мэттом Лауэром на шоу Today на канале NBC 1 октября 1997 года. Когда ее спросили о правовом аспекте строительства за «зеленой чертой», она призналась, что «это законно».

Кроме того, 17 сентября 1997 года представитель Государственного департамента Джеймс Рубин заявил, что, хотя переселение евреев в жилой проект Рас-аль-Амуд «не является полезным... мы не считаем, что это вопрос права».

Пятнадцатью годами ранее, в феврале 1981 года, президент Рональд Рейган заявил, что поселения «не являются незаконными», несмотря на печально известный меморандум Хэнселла 1978 года, который президент Джимми Картер потребовал сформулировать.

Чтобы понять, механизм, с помощью которого Государственный департамент в очередной раз ловко манипулирует, я бы предположил, что есть как минимум одна глава дипломатической истории с участием Госдепартамента, Еврейского агентства и Трансиордании (будущей Иордании), которая могла бы просветить нас на этот счет.

Текст Декларации Бальфура 1917 года был предварительно одобрен президентом США Вудро Вильсоном, который утверждал, что «Палестина должна стать еврейским государством». Палата представителей и Сенат США приняли резолюции в поддержку мандата в 1922 году. Подписанная 3 декабря 1924 года конвенция между Великобританией и США также подтвердила признание Америкой мандата, который провозглашал, что национальный дом еврейского народа будет создан в Палестине.

Границы этого еврейского национального дома простирались от Средиземного моря по меньшей мере до реки Иордан, как было определено в статье 25 мандата. Эта статья разрешала Англии «отложить» или «отсрочить» применение некоторых положений мандата к территории к востоку от реки Иордан, которая первоначально должна была быть включена в мандатную зону. Тем не менее Трансиордания продолжала управляться как часть Палестинского мандата.

Статья 6 мандата гарантировала, что евреи имеют право на «поселение на земле», и это право должно всячески «поощряться». Осталось определить, что это за «земля».

В то время арабское население Палестины называло себя не «палестинцами», а «южными сирийцами» и неоднократно требовали «не отделять южную часть Ливана [т. е. подмандатную территорию Палестины] от Сирии». Даже Ясир Арафат заявил 18 ноября 1978 года по радио «Голос Палестины», что «Палестина — это южная Сирия, а Сирия — это северная Палестина».

25 мая 1946 года Трансиордания стала «Хашимитским королевством Трансиордания». Впоследствии король Абдалла подал заявку на вступление в новообразованную Организацию Объединенных Наций. Советский Союз наложил вето на эту просьбу, так как новоиспеченное королевство не было «полностью независимым» от контроля Лондона, пока там оставались британские войска.

Что касается Соединенных Штатов, то, согласно документам, Государственный департамент отказался одобрить вступление в ООН Иордании, сославшись на юридические проблемы. Только после создания Израиля Иордания была принята.

Более того, Америка признала ее как государство только в 1949 году. Госдепартамент рассудил, что англо-американская конвенция о мандате на Палестину, упомянутая выше, позволяла США дезавуировать любые односторонние действия Великобритании по прекращению мандата, если евреи не получат свое государство.

Государственный департамент принял заявление Еврейского агентства о том, что Трансиордания была частью первоначального Палестинского мандата. Поскольку уникальной целью мандата было исключительно воссоздание исторической еврейской национальной родины, а действовать он был должен до тех пор, пока это не будет достигнуто, ни одна территория не могла быть полностью отделена от мандата.

Территориальная концепция Палестинского мандата, связывающая государственность и землю, заключалась в том, что Иордания не могла существовать без предварительного решения вопроса о еврейском национальном доме. Эти два вопроса были взаимосвязаны.

В результате внутренних обсуждений в Госдепартаменте пришли к выводу, что первоначальный статус Трансиордании — это территория в пределах мандата на Палестину. Таким образом, территория к востоку от реки Иордан могла стать частью еврейской национальной территории. Для того чтобы Иордания могла появиться, необходимо было решить вопрос о создании еврейского образования.

Государственный секретарь Джеймс Ф. Бирнс выступил против преждевременного признания Трансиордании и настаивал на том, что заявка Иордании на вступление не должна рассматриваться до тех пор, пока не будет решен вопрос о Палестине в целом.

Члены Конгресса также включились в процесс, внося резолюции с требованием отложить любое международное определение статуса Трансиордании до тех пор, пока не будет определен будущий статус Палестины в целом.

По сути, независимость Иордании в 1946 году была оспорена на основании решения Лиги Наций от 1922 года, согласно которому к востоку от реки Иордан не было сформировано отдельного геополитического образования, отличного от еврейского национального дома. «Еврейская Палестина» простиралась от Средиземного моря до реки Иордан. Более того, во время обсуждения вопроса о Палестине на Генеральной Ассамблее звучали предложения включить часть территории Трансиордании в состав предполагаемого еврейского государства.

Возвращаясь к 2024 году, можно сказать, что Блинкен не только ошибся, отменив заявление Помпео, но и не сомневается в том, что Иудея и Самария, лежащие к западу от реки Иордан, являются территориями, законно и легитимно пригодными для проживания евреев.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи