| Стивен Франк
Стивен Франк

Нарративы

Нарративы

Покойный сенатор Дэниел Патрик Мойнихан однажды выдал изречение, ставшее знаменитым: «каждый имеет право на свое собственное мнение, но не на свои собственные факты». Сейчас это уже не так. Сегодня у каждого есть свой собственный «нарратив».

Я вырос в более простом мире 1950-х годов. В конце вечернего выпуска новостей Уолтер Кронкайт говорил: «Так оно и есть», и так оно и было. За этим не следовало четырехчасовое ток-шоу по кабельному телевидению, в котором заявлялось, что, в конце концов, все было не так. В тот невинный век факты можно было независимо проверять, и их не следовало путать с мнениями, которые были личной точкой зрения. Совсем недавно, с появлением круглосуточных кабельных новостей и социальных сетей, «нарратив» взял верх.

Сегодня у каждого своя история. Общего знаменателя больше нет. У мужей есть свои нарративы, у жен — свои, у молодежи — свои, у евангелистов — свои, у людей с высшим образованием — свои, у «синих воротничков» — свои, у прокуроров — свои, адвокаты защиты существуют в совершенно другой нарративной вселенной. Мы все живем в нашем собственном пузыре с нашим собственным личным нарративом, воспроизводящимся в виртуальном цикле, оправдывающем каждую нашу мысль и поступок. Больше нет общепринятой истины, только дуэльные повествования.

Что случилось с фактами? Назовите меня старомодным, но я все еще верю в следующие неоспоримые факты:

1. Земля вращается вокруг солнца.

2. Наполеон был невысокого роста.

3. Умпа-Лумпы в саге о Вилли Вонке ненастоящие.

4. Тейлор Свифт не будет участвовать в выборах 2024 года.

5. Согласно сервису анализа ДНК «23 & me», я на 100 процентов еврей.

Управляемая нарративом вселенная с ее противоречивыми фактами и постоянно меняющимися истинами, в которой мы сейчас живем, напоминает мне сцену из фильма Вуди Аллена «Спящий», где владельцу магазина здорового питания, который был криогенно заморожен в 1973 году и разморожен 200 лет спустя, предлагают нездоровую пищу, чтобы помочь ему выздороветь, с извинением: «О да, в ваше время нездоровая пища считалась вредной для здоровья».

Недавно ректорам колледжей из трех престижных университетов был задан простой вопрос: нарушат ли призывы к геноциду евреев кодекс поведения их учебного заведения? Они ответили, что это «будет зависеть от контекста», другими словами, от нарратива.

Действительно ли больше нет фактов, которые можно было бы независимо проверить? Все это просто мнение или история? Рассмотрим пример противостояния нарративов сегодня: палестино-израильский конфликт. История Израиля выглядит примерно так: выжившие в Холокосте и пионеры-сионисты отвоевали свою древнюю родину и превратили ее в современную демократию, все это время отбиваясь от врагов со всех сторон, полных решимости уничтожить их. Палестинский нарратив противоречит этому: коренное арабское население подверглось этнической чистке на своей древней родине в ходе кампании апартеида и геноцида, развернутой евреями. Нет ли способа проверить факты в этих нарративах?

Самым неприятным сюжетом на сегодняшний день является реалити-шоу Дональда Трампа с десятками миллионов подписчиков. Для этой аудитории нарратив заключается в том, что выборы 2020 года были украдены у Дональда Трампа, а его нынешние юридические проблемы представляют собой использование национальной судебной системы против него оперативниками Глубинного государства. Для многих истинно верующих в Трампа это на самом деле вовсе не нарратив, а независимо проверяемый факт.

Однажды я упомянул другу, который следит за Трампом, что более шестидесяти федеральных судов решительно отвергли ложное заявление Трампа о том, что выборы 2020 года были сфальсифицированы. Он ответил: «Это всего лишь ваше мнение».

Нет. Это не мнение, это факт. Как говаривал Йогги Берра: «Вы могли бы поискать это в интернете».

Что касается противоположных израильско-палестинских нарративов, описанных выше, здесь вы также можете отделить факты от вымысла.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи