Решение-67

Решение-67
Фото: SBS News

Существует решение кажущейся неразрешимой израильско-палестинской проблемы и способ остановить резкий рост антисемитизма, но я не заметил, чтобы кто-то об этом говорил — по крайней мере, в англоязычных публикациях. Это не решение с одним государством и не решение с двумя государствами, я назову его «решением-67».

Что такое «решение-67»? По сути, это возвращение к границам 1967 года — но без создания палестинского государства.

Я объясню, как это работает, но сначала я поясню, почему решения с одним и двумя государствами больше не являются жизнеспособными вариантами.

В одном варианте решения с одним государством палестинские территории полностью интегрированы в состав Израиля, Израиль становится полностью демократическим государством, в котором неевреи имеют те же политические права, что и евреи. Проблема здесь заключается в том, что если неевреи будут численно превосходить евреев, то после первых же выборов Израиль утратит присущий ему еврейский характер, а также саму цель существования государства как убежища для еврейского народа. Израильские мусульмане могли бы не только проголосовать, например, за смену национального флага, но и создать законы, которые могли бы привести к тому, что евреи стали бы гражданами второго сорта, как сейчас многие неевреи. Вот почему многие люди говорят, что Израиль может быть демократическим или еврейским, но он не может быть и тем и другим одновременно. И если мы возьмем израильскую ультраправую версию решения о едином государстве, при которой неевреям не предоставляются полные демократические права, то мы получим продолжающуюся дискриминационную систему, в которой около восьми миллионов евреев угнетают многие миллионы неевреев. Очевидно, что это путь к катастрофе, с постоянным насилием и осуждением апартеида. Это неприемлемо.

Вот и все о решении с одним государством.

Хотя решение о создании двух государств могло быть жизнеспособным в свое время, особенно когда ООН предложила создание двух государств в 1947 году, в настоящее время это не является серьезным вариантом. Хотя бы из-за византийской системы зонирования, созданной Израилем на Западном берегу — с районами, заселенными израильтянами, управляемыми Израилем, и палестинскими районами, управляемыми Палестинской администрацией: получившееся палестинское государство не обладало бы неразрывными границами, а больше походило бы на швейцарский сыр или на сотни островов в израильском море, как показано на предложенной Трампом карте двух государств. Такое «государство» было бы унизительным для палестинцев, служившим постоянным источником раздражения.

Другой проблемой решения о создании двух государств является неизбежный территориальный разрыв между оставшимися территориями Западного берега и сектором Газа. Перемещение палестинцев между этими разделенными территориями одного государства было бы нереальным или, по крайней мере, чрезвычайно обременительным процессом, с бесчисленным количеством контрольно-пропускных пунктов и барьеров безопасности. Так что это тоже невозможно.

Наконец, кто будет управлять палестинским государством? В настоящее время нет жизнеспособного палестинского руководства. Палестинской администрации не хватает авторитета, поскольку она печально известна своей коррумпированностью и некомпетентностью. ХАМАС совершенно неспособен управлять, поскольку он полон решимости уничтожить Израиль; даже если бы мировое сообщество позволило ХАМАСу управлять, это снова стало бы рецептом катастрофы, поскольку неизбежно привело бы к войнам. Другие потенциальные палестинские политические образования, такие как «Палестинский джихад», еще хуже. Обескураживает, что, согласно недавним опросам, подавляющее большинство палестинцев одобряют массовую резню 7 октября и, к сожалению, не желают быть партнерами в мирном сосуществовании двух государств.

Так что о двух государствах тоже говорить не приходится.

Теперь мы переходим к решению-67, которое, как я упоминал, представляет собой свободное возвращение к границам 1967 года без создания палестинского государства. Но если палестинское государство не будет создано, то что произойдет с Газой и Западным берегом? Израиль возвращает эти районы Египту и Иордании соответственно и сохраняет за собой Голанские высоты.

Ну, вы, наверное, думаете, что этого никогда не случится. В конце концов, так все и было, и из этого ничего не вышло: Израиль завоевал эти районы и нуждается в них как в буферах безопасности. Ну, это не сработало в период 1948-1967 годов, потому что тогда Египет и Иордания были врагами Израиля. На самом деле, до 1990-х годов говорили об израильско-арабском, а не об израильско-палестинском конфликте. Сегодня этот конфликт в основном урегулирован. Израиль, Иордания и Египет нормализовали отношения и являются мирными партнерами на протяжении десятилетий. И благодаря Авраамским соглашениям Израиль нормализовал отношения со многими арабскими странами и был на пути к тому, чтобы сделать это с самой Саудовской Аравией. То есть, хотя границы 1967 года раньше не были устойчивыми, сегодня они таковыми стали.

Что насчет поселений? Ну, около 70% израильских поселений на Западном берегу примыкают к Иерусалиму, и поэтому они останутся частью Израиля как часть Великого Иерусалима, который сохранит свою разнообразную демографию. Другие поселения перейдут к Иордании, и живущие там поселенцы смогут решить, станут они гражданами Иордании или переедут в Израиль. В конечном итоге, как граждане Иордании или Египта, палестинцы смогут посещать «Аль-Аксу», точно так же, как израильтяне могут посещать Хеврон.

Но подождите, вы, возможно, думаете, палестинцы на это не пойдут. Они потребуют своего собственного государства. Верно, но посмотрите: курды также требуют своего собственного государства, но мировое сообщество не заставляет Турцию, Сирию и Ирак отказываться от земли, чтобы создать Курдистан. Уйгуры, тибетцы и баски тоже хотят иметь свое собственное государство, но вряд ли они его получат.

Египет, возможно, не захочет возвращать Газу, а Иордания, возможно, не захочет возвращать Западный берег. Но они должны это сделать в качестве меры ответственности; в конце концов, они контролировали эти районы десятилетиями, но не создали палестинское государство, когда могли бы. И теперь оно не может быть создано по причинам, которые я изложил выше.

Да, это добавило бы головной боли за безопасность Египту и Иордании, но они уже охраняют себя от «Братьев-мусульман» и джихадистских группировок. Таким образом, при поддержке мирового сообщества они сделали бы то же самое с любыми проблемами безопасности, которые создают палестинские джихадисты. И разве это не намного лучше, чем позволить Израилю продолжать делать это? Палестинцы, в конце концов, арабы, и поэтому, по логике вещей, ими должны управлять арабы. Одно это смягчило бы большую часть глобального антисемитизма — или, по крайней мере, его оправдание. Израилю больше не пришлось бы бомбить Газу или проводить рейды на Западном берегу. Это заставило бы мир отвязаться от Израиля. И это дало бы палестинцам шанс построить достойную жизнь в рамках функционирующего общества.

Хотя, конечно, палестинцы предпочли бы самоуправление, я уверен, что если вы спросите жителей Газы, предпочли бы они, чтобы ими управлял Египет или Израиль, они выберут Египет. И если вы спросите палестинцев на Западном берегу, предпочли бы они, чтобы ими управляла Иордания или Израиль, они назовут Иорданию. Точно так же, если бы вы спросили израильтян, предпочли бы они управлять палестинцами на Западном берегу и в секторе Газа или позволить Иордании и Египту делать это, они бы выбрали последнее. Израильтяне хотят двигаться дальше от своей палестинской проблемы, точно так же, как мир хочет двигаться дальше от израильско-палестинской проблемы.

И хотя это может быть и не идеально, решение-67 — выход из этой проблемы.

На самом деле, это, возможно, единственный выход.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи