| Хаим Лейтер
Хаим Лейтер

И куда они поедут?

И куда они поедут?
Фото: OLIVER FITOUSSI/FLASH90

Главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф недавно пригрозил массовым выездом из страны ультраортодоксальной общины, если ее членов начнут призывать в армию. Для тех, кто не знаком с внутренним устройством Армии обороны Израиля, напомню, что каждый, кто достиг 18-летнего возраста, должен отслужить в армии от двух до трех лет. Такой порядок существует почти с самого рождения страны. Однако в то время в стране было лишь небольшое количество ультраортодоксальных граждан, и было принято решение освободить этих людей от службы в армии.

С конца 1940-х годов эта община многократно увеличилась. Однако закон об освобождении от службы не был отменен или изменен. Он часто становится предметом обсуждения в Кнессете, и каждый раз, когда эта тема поднимается, в разных районах страны вспыхивают беспорядки.

Сейчас перед нами стоит проблема потенциальной войны на истощение на юге в сочетании с активизацией оборонных действий на севере. Страна стоит перед лицом экзистенциальной угрозы и остро нуждается в подкреплении армии.

В ультраортодоксальном сообществе немало тех, кто добровольно откликнулся на этот призыв. Они присоединились к своим нерелигиозным братьям и сестрам по оружию, и их следует похвалить за это. Но подавляющее большинство этого не сделало; и в довершение всего недавние заявления главного сефардского раввина, как будто, плюют в лицо нашим храбрым солдатам.

Реальный вопрос заключается в следующем: если бы эта часть населения Израиля покинула страну, куда бы она направилась?

Если бы воинская повинность в стране была расширена, и община харедим восприняла призыв рава Йосефа к действию буквально, где бы поселились эти мужчины и женщины? Я понимаю, что они живут очень замкнуто, но разве они не слышали о безудержном глобальном антисемитизме, который, похоже, усиливается? Например, много говорят о том, что Лондон является запретной зоной для евреев. Антиизраильское движение также с каждым днем становится все более жестоким и отчаянным. Думают ли ультраортодоксы, что они будут в безопасности в подобных местах?

Что очевидно в Европе и большинстве стран Запада, так это то, что снова в моде открыто ненавидеть евреев. От простых граждан до представителей правительства, никто не встает на нашу защиту. Улицы наводнены сторонниками ХАМАСа, которые ничего так не хотят, как гибели еврейского народа.

Как главный раввин планирует защитить себя и свою общину за границей? От наших врагов не убежишь. На самом деле, ХАМАС был бы в восторге, если бы все граждане Израиля прислушались к призыву главного раввина, собрались и уехали. Мы бы преподнесли им страну на блюдечке с голубой каемочкой.

Защита евреев — причина, по которой я совершил алию. Самое вдохновляющее преимущество еврейской родины — это наша способность защитить себя и еврейский народ в целом. Именно этого мы были лишены в течение двух тысяч лет. Как бы я ни боялся того дня, когда моих собственных детей отправят служить в армию, я также знаю, что это будет один из самых радостных дней в моей жизни.

Распространенным рефреном в сообществе харедим является то, что изучение Торы является лучшей защитой еврейского народа, чем оружие в руках. С теологической точки зрения я понимаю это чувство. Многие из нас, кто не считает себя частью сообщества харедим, верят, что такие действия, как молитва и изучение Торы являются способами обеспечения благополучия нашей страны. Но это не единственное, что возможно или должно быть сделано.

Если бы, не дай Бог, мой родственник страдал от недуга, требующего операции, я бы усилил эти религиозные действий в надежде на положительный результат. Я уверен, что это также помогло бы облегчить мое чувство беспомощности. Но я не хирург. Если бы выбранный нами врач описал курс лечения, который включал бы только молитву, он быстро проиграли бы наше дело — и на то были бы веские причины.

Есть старый анекдот о человеке по имени Мойше, который всю свою жизнь был набожным евреем. Когда его дни подошли к концу, он стал молиться Богу, чтобы Тот даровал ему выигрыш в лотерею. Когда он умер без гроша в кармане, встретив Создателя, он взмолился: «Боже, я всю свою жизнь был праведным евреем и никогда не просил ни о чем, кроме этого. Почему ты не исполнил мое единственное желание?» Бог ответил: «Мойшеле, но почему ты не купил лотерейный билет?»

Наша религия основана не только на вере. Мы созданы для того, чтобы действовать в трудные времена. Молитва, обучение и добрые дела необходимы, но они не являются единственным решением наших проблем.

И точно так же, как хирург предназначен для проведения необходимой операции, трудоспособные мужчины и женщины-харедим призваны служить своей стране.

Защита нашей земли и нашего народа — это не просто долг, это величайшая честь, которую может выполнить любой из нас.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

 

Похожие статьи