Израиль в экономическом упадке?

Израиль в экономическом упадке?

Обзор семи причин, по которым израильская экономика сохраняет свою мощь в условиях продолжающейся войны.

Прогнозы о том, что теракты 7 октября и конфликт в Газе серьезно подорвут региональную и мировую экономику, не оправдались в той степени, в которой предполагалось. Израильская экономика продемонстрировала высокую способность к сопротивлению и, похоже, лучше подготовлена к преодолению последствий затяжного конфликта, чем во время второй интифады 20 лет назад.

Ни одна экономика не остается незатронутой фискальным бременем, связанным с ведением длительного конфликта. Мобилизация 350 тыс. резервистов, многие из которых заняты в критически важных отраслях, таких как технологии, представляет собой значительный откат назад, который сказывается на экономическом росте. Однако общее чувство национальной цели сыграло свою роль в смягчении негативных последствий конфликта.

Однако при столь непропорционально негативных комментариях СМИ о войне Израиля против террористической группировки ХАМАС в Газе, позитивная экономическая и деловая активность еврейского государства не получает должного внимания. Как сторонник Израиля, вы, скорее всего, знакомы с предвзятостью, поэтому в этой статье мы расскажем о некоторых лучах надежды для Израиля.

В феврале 2024 года израильские стартапы привлекли 293 миллиона долларов в 16 сделках, что на 60% меньше, чем 731 миллион долларов за тот же период годом ранее. За последние три месяца 2024 года ВВП Израиля сократился на 20% в годовом выражении, а кредитный рейтинг страны был понижен агентством Moodys. Все это — в дополнение к макропроблемам, с которыми израильским стартапам пришлось столкнуться в 2023 году еще до 7 октября.

1. Значительные запасы газа

Запасы газа в Израиле невелики по мировым меркам, но они позволили стране стать самодостаточной в энергетическом плане. Это важно, поскольку отношения с арабскими соседями, мягко говоря, нестабильны.

Израиль впервые стал нетто-экспортером газа в 2020 году. К 2022 году объем экспорта достиг 10 миллиардов кубометров, что составляет почти 50 процентов от объема добычи. Большая часть этого экспорта (64%) была законтрактована с Египтом на 15 лет, а остальная часть — с Иорданией. Несмотря на войну с террористической группировкой ХАМАС, ожидается, что к 2027 году внутреннее производство удвоится.

2. Низкое соотношение долга к ВВП — 60%

Соотношение долга Израиля к ВВП в 60% (до войны) — это то, к чему могут стремиться большинство европейских экономик. Израиль привлек 160 миллиардов шекелей (42,3 миллиарда долларов) в течение 2023 года, сообщило Министерство финансов. Способность привлекать большие суммы даже в военное время свидетельствует о высоком доверии инвесторов к Израилю. Низкое отношение долга к ВВП означает, что экономика производит такой объем товаров и услуг, который позволяет ей погашать долги без необходимости брать на себя дополнительные обязательства.

3. Продолжение роста транснациональных инвестиций

Голландская сеть SPAR откроет свой первый супермаркет в Израиле на следующей неделе. Этот шаг может подстегнуть столь желанную конкуренцию на израильском рынке розничной торговли продуктами питания и помочь снизить цены на некоторые товары для потребителей. Владелец лицензии SPAR Амит Зеэв откроет первый магазин в Кфар-Сабе, а в течение нескольких месяцев планируется открыть еще 10 из 35 филиалов, поскольку израильтяне борются с инфляцией.

Производитель мегачипов Intel объявил о планах по созданию производственного предприятия в Израиле, выделив на это 25 миллиардов долларов. Об этом говорится в совместном заявлении Министерства финансов, Министерства экономики и Налогового управления Израиля.

По условиям соглашения с различными государственными структурами, Intel наймет тысячи сотрудников для своего нового предприятия в районе Кирьят-Гата. Intel планирует запустить новый завод к 2028 году.

Team8, израильская венчурная компания, известная созданием и запуском технологических компаний, привлекла 500 миллионов долларов для своего последнего раунда финансирования, направленного на инвестиции примерно в 30 стартапов в области кибербезопасности, инфраструктуры данных, финтеха, цифрового здравоохранения и искусственного интеллекта (ИИ).

Благодаря новому вливанию средств общий объем управляемых активов Team8 превысил отметку в 1 миллиард долларов, объявила компания.

4. Признание со стороны ведущего экономического агентства

Ведущее экономическое агентство Fitch Ratings вывело Израиль из категории «негативный кредитный рейтинг» и подтвердило кредитный рейтинг страны на уровне А+ — но с негативным прогнозом, ссылаясь на неопределенность в отношении продолжительности и масштабов войны с террористической группировкой ХАМАС и ее влияния на долговое бремя государства.

«Геополитические риски, связанные с войной в Газе, все еще высоки, риски эскалации по-прежнему присутствуют, но Fitch считает, что риски для кредитного профиля расширились и их влияние может потребовать больше времени для оценки», — заявило агентство, подробно объясняя причины снятия негативного прогноза по кредитному рейтингу.

5. Тель-Авивская фондовая биржа пришла в норму

Несмотря на рост бюджетного дефицита, когда первоначальный шок от событий 7 октября и первых недель последовавшей за ним войны в Газе отступил, на Тель-Авивской фондовой бирже был зафиксирован рост цен на акции и облигации. Курс шекеля, который в последние недели пережил удивительный откат назад, достиг девятимесячного максимума по отношению к доллару в начале марта и сейчас торгуется на более высоких уровнях, чем накануне атаки ХАМАСа.

6. Позитивные прогнозы от специалистов по инвестициям

Хуан Дельгадо-Морейра, один из генеральных директоров Hamilton Lane, компании по управлению активами на сумму 900 миллиардов долларов, в недавнем интервью сказал:

«Сейчас самое лучшее время для инвестиций в Израиль. Единственный настоящий существенный рынок для венчурного капитала, помимо США, находится в Израиле, и тем, кто не инвестирует в него, должно быть стыдно».

Или вот слова Джастина Боруса, основателя и главного инвестиционного директора компании Ibex Investors, которая только что привлекла 106 миллионов долларов для инвестиций в израильские стартапы на ранних стадиях развития:

«Инвесторы не уделяют кредитному рейтингу такого внимания, как раньше. Сейчас в контексте Израиля для них важно постоянное прекращение огня. Это может ускорить новое ралли на внутреннем рынке, поэтому мы также становимся более агрессивными. Мы наняли еще двух человек в офис в Тель-Авиве, и с точки зрения инвестиций нынешняя ситуация в Израиле — лучшая за 12 лет моей работы здесь. Сегодня это трудно понять, и мы также чувствовали это после 11 сентября, но с тех пор рынки в США выросли в четыре раза».

Дженсен Хуанг, основатель и генеральный директор компании Nvidia:

«Израиль — ведущий мировый центр разработок, где создаются приложения для следующей волны ИИ. С суперкомпьютером Nvidia israel-1 ai широкий круг инновационных компаний в Израиле будет создавать ИИ, которые могут изменить производительность и бизнес-модели предприятий по всему миру».

7. Технологические стартапы растут

Израильские технологические стартапы привлекли в общей сложности 1,6 миллиарда долларов инвестиций за первые три месяца этого года, что является первым признаком того, что «засуха» в области сбора средств, вызванная началом войны с ХАМАСом, начинает немного отступать, говорится в отчете, составленном исследовательским центром IVC и LeumiTech, подразделением банка Leumi, специализирующимся на технологических компаниях.

В первом квартале 2024 года объем капитала, привлеченного израильскими технологическими компаниями, вырос на 10% по сравнению с предыдущим кварталом, когда было привлечено 1,45 миллиарда долларов, поскольку война привела к резкому падению инвестиций.

«Несмотря на внутреннюю нестабильность, вызванную продолжающимися боевыми действиями и сложными макроэкономическими условиями, мы видим, что тенденция стабилизации в отрасли сохраняется и в 2024 году, — заявила генеральный директор LeumiTech Майя Айзен-Зафрир. — Израильский хай-тек твердо стоит на ногах и демонстрирует обнадеживающие признаки восстановления».

По словам Эза Видры, соучредителя и управляющего партнера Remigine Ventures, «каждый кризис — это возможность. То, что падает, часто восстанавливается, и каждое падение может быть замаскированной возможностью». Израильские предприниматели, вместо того, чтобы принять менталитет жертвы, делают то, что у них получается лучше всего: строят, изобретают, преодолевают препятствия и продолжают развивать здоровое пренебрежение к невозможному».

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи