| Рон Бен-Ишай
Рон Бен-Ишай

Иран потерпел неудачу, но израильский ответ должен быть тщательно продуман

Иран потерпел неудачу, но израильский ответ должен быть тщательно продуман
Начальник генштаба ЦАХАЛа Герци Галеви проводит оперативное совещание Фото: IDF Spokesperson's Unit

Беспрецедентная иранская атака на Израиль провалилась. Израиль вместе с Соединенными Штатами и другими странами-союзниками отразил мощный авиаудар Исламской Республики в ночь с субботы на воскресенье и даже получил возможность восстановить свою дипломатическую и моральную легитимность на международной арене, которая была подорвана во время войны в Газе.

Провал иранской атаки в основном объясняется планом обороны ЦАХАЛа, который опирался на точную военную разведку и исключительные возможности пилотов ВВС и их систем активной защиты.

Главный вопрос сейчас: как и чем ответит Израиль на эту атаку. Два противоположных вектора будут влиять на премьер-министра Биньямина Нетаньяху: министр обороны Йоав Галант и министр Бени Ганц, которых военный кабинет Израиля уполномочил определять ответные меры.

Один из векторов — необходимость сдерживания Ирана. Аятоллы совершили то, чего никогда раньше не делали: сознательно напали на Израиль, стремясь нанести ему значительный ущерб и подорвать безопасность его граждан. Если Израиль не ответит на это нападение агрессивно, аятоллы и их союзники по «оси сопротивления», а также страны региона, готовые нормализовать отношения с Израилем, могут расценить это как слабость.

Израиль также заинтересован в том, чтобы поставить под угрозу выживание тегеранского режима, показав его слабость. Но здесь вступает в силу влияние второго вектора, который не менее важен, а возможно, даже более: агрессивное требование США, Великобритании, Франции, Германии и Канады к Израилю воздержаться от непропорционального ответа, который может поставить под угрозу стабильность в регионе.

Такая региональная война также послужит интересам лидера ХАМАСа Яхьи Синвара. Поэтому Израиль заинтересован в том, чтобы ответить на требование Запада и вернуться к войнам в Газе и на северной границе, оставив в покое Иран до другой возможности.

В любом случае, месть — это блюдо, которое подают холодным. Чтобы обеспечить эффективность ответных мер, лучше их хорошо спланировать, даже если это займет время и будет сделано тайно. При рассмотрении ответных мер приоритет должен быть отдан сохранению легитимности Израиля в глазах Запада.

Сдерживание по своей природе — вещь преходящая, в то время как союз с Западом и региональная оборонная архитектура являются для Израиля стратегическими активами. Поэтому лучше подчиниться требованиям США, чтобы избежать «поспешного», то есть сильного ответа.

Вот как была сорвана иранская атака: американцы, британцы, французы и, вероятно, иорданские ВВС обеспечили раннее обнаружение баллистических ракет, беспилотников и крылатых ракет, которые сотнями запускал Иран.

В результате раннего обнаружения система ПВО Израиля смогла сконцентрировать свои усилия и перехватить их до того, как они достигли ее территории. Из 100 выпущенных баллистических ракет лишь несколько пересекли воздушное пространство Израиля.

Точно так же ни один беспилотник или крылатая ракета из примерно 200 выпущенных не достигли территории страны. США и их союзники перехватили около 70 ракет, а остальные были сбиты истребителями ВВС Израиля. Большинство баллистических ракет были перехвачены системами ПВО «Хец» и «Праща Давида».

Это, по общему мнению, и как отметил президент США Джо Байден, знаменует собой значительную победу Израиля, который смог защититься от Ирана, пытавшегося сделать две вещи. Во-первых, нанести удар по базам ВВС Израиля Неватим и Хацерим, а также по объектам сбора разведывательной информации на Западном берегу и Голанских высотах.

Второе — это использованный метод: попытаться перегрузить системы обороны Израиля, запустив сотни ракет и беспилотников одновременно, тем самым преодолев отсутствие внезапности и не допустив участие США. Иран поставил на количество, и ставка оказалась битой.

Это первый случай в истории, когда страна успешно справилась с угрозами, включавшими более 100 беспилотников и запуск около 30 крылатых ракет против нее. Для сравнения: иранская атака на нефтяные объекты Саудовской Аравии в 2019 году включала 17 беспилотников и четыре крылатые ракеты, которые не были перехвачены.

Израильская система ПВО и система связи ЦАХАЛа не могли и надеяться на лучшие учения, технологические и операционные аспекты которых принесут им пользу на долгие годы.

Неудача Ирана стала доказательством не только превосходства израильской военной разведки и авиации, но и исключительной эффективности ее многоуровневой системы активной защиты при перехвате ракет, а также позволила Израилю добиться дипломатического успеха первостепенной важности.

Главная из дипломатических удач заключается в том, что Запад получил возможность скорректировать свой курс, а Израиль — восстановить свою легитимность и выйти из политической изоляции, в которой он оказался после гуманитарных кризисов, вызванных операциями ЦАХАЛа в секторе Газа.

Иранская атака вернула региональную ситуацию к ее истинным пропорциям: именно Иран и его прокси, включая ХАМАС, угрожают стабильности на Ближнем Востоке и готовы разжечь полномасштабную войну из-за своей враждебности и ненависти к Израилю. Западные лидеры уже выразили это мнение, и оно также найдет отражение в предстоящем обсуждении нападения в ООН.

Еще одним достижением Израиля является тот факт, что США, Великобритания, Франция и даже Иордания не поддались на угрозы Ирана, а дали активный отпор, четко и заранее спланировав свои действия вместе с Израилем.

Координация, продемонстрированная ЦАХАЛом и Центральным командованием США (ЦЕНТКОМ), беспрецедентна в своем тщательном исполнении в реальных боевых условиях. Это заслуга командующего ЦЕНТКОМ генерала Майкла Куриллы, который в последние несколько дней тесно сотрудничал с ЦАХАЛом при планировании операции.

В сотрудничестве с США и странами региона стратегическая мечта Израиля была практически реализована с помощью «Региональной оборонной архитектуры против Ирана». Американцы взяли на себя переднюю линию обороны и подключили к ней британские и французские истребители, которые также рассматривали действия Ирана как опасный акт агрессии, способный вызвать региональную войну, если бы Израиль понес потери.

США, Великобритания, Франция и Иордания были явно заинтересованы в предотвращении успеха атаки, чтобы Израиль не нанес ответный мощный военный удар по территории Ирана, что означало бы очень опасную эскалацию.

Иран, естественно, пытается превратить свой провал в победу в глазах своей внутренней аудитории, используя фейк-ньюс, но иранская общественность узнает, что произошло на самом деле, уже через несколько дней, и это станет еще одним ударом по авторитету режима и его способности угрожать своему окружению. Это еще одно достижение Израиля в отражении этой атаки.

Нет сомнений, что генеральный секретарь «Хезболлы» Хасан Насралла также видит результаты атаки, и хотя очевидно, что Иран и его прокси не действовали в полную силу, они более четко понимают возможности Израиля по защите и перехвату.

Самое главное, они понимают, что при любой эскалации, которую они инициируют (будь то ядерная программа Ирана или операции «Хезболлы» в Ливане), они, скорее всего, не только не получат серьезного удара от Израиля, но и столкнутся с совместной обороной, поддержанной союзниками.

По сути, то, что произошло в воскресенье, может повлиять на Насраллу и склонить его к дипломатическому соглашению в противостоянии, которое он начал на северной границе после начала войны в Газе.

Другие региональные игроки также заметили, что обещания Соединенных Штатов поддержать Израиль незыблемы, а американцы восстановили свой авторитет и возможности сдерживания в регионе, которые они потеряли в последние годы, что видно по напряженным отношениям с правительством Нетаньяху в последнее время.

Ynet, перевод Ильи Амигуда

 

Похожие статьи