| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Информационная война вместо горячей: чем ответил Израиль Ирану

Информационная война вместо горячей: чем ответил Израиль Ирану

События последних двух недель вывели противостояние Израиля с Ираном на новый уровень «психологической» войны, периодически переходящей в «горячую» фазу. С одной стороны, эти события перечернили все «красные» линии. Израиль демонстративно уничтожил ряд высокопоставленных офицеров КСИР на территории дипмиссии Ирана в Сирии, в ответ Иран впервые открыто атаковал Израиль со своей территории, при этом публично объявив о дате и месте атаки.

При этом, благодаря слаженным действиям, долго планировавшимся коалицией во главе с США, фактически полностью была нейтрализована иранская атака на Израиль, перехвачена большую часть ракет и беспилотников за пределами страны. Как показали события, в защите Израиля принимали участие не только ВВС Израиля, США и Великобритании, но и Иордании, а оперативная информация (как о старте атаки, так и ее исполнении) поступала еще из ряда стран Ближнего Востока.

Имиджевые войны требуют пропорционального ответа

В итоге, «однодневная» война позволила всем сохранить лицо. В Иране заявили о мощном ударе по Израилю, в результате чего была выполнена главная «пропагандистская» задача и «довольный» народ вышел на улицы «праздновать» победу, а представительство Ирана при ООН поспешило сообщить, что атака на Израиль завершена, и они больше «не воюют»!

В то же время «удар», несмотря на разнообразие ракет, что в нем участвовало, позволил продемонстрировать возможности израильской ПВО и слаженность действий союзников еврейского государства, что позволило сбить 99% процентов целей. Это очень обрадовало производителей ПВО, заявивших, что результаты защиты даже превзошли показатели, заявленные в их рекламных роликах.

В итоге, текущие события показали, что вся атака Ирана в основном носила «медийный» характер, направленный, в основном, на «удовлетворение» моральных амбиций его партнеров и последователей.

Естественно, в коалиции все понимали, что прямой удар по Израилю вызовет мгновенный ответ, а его «непропорциональность» явно может развязать новую региональную войну. Поэтому все члены коалиции, во главе с США, как в ходе подготовки, так и в период отражения иранского удара, отговаривали Израиль от мгновенного ответа.

Как показали события того дня, у ЦАХАЛа был разработан ответ на любой вариант иранской угрозы. Поэтому уже в ходе заседания «военного кабинета» министры Ганц и Айзенкот предлагали ответить на иранскую атаку немедленно, как только иранские дроны вылетели в сторону Израиля. План был готов и утвержден заранее. Но Нетаньяху решил подождать, сказав, что этот ответ может оказаться «слишком слабым», если иранские ракеты и дроны нанесут существенный ущерб Израилю.

Однако отсутствие реального ущерба от атаки и дипломатическое давление, оказываемое на правительство Нетаньяху западными партнерами, возымели эффект: Нетаньяху решил повременить с ответом на иранскую атаку, но обязательно ответить «в нужном месте и в нужное время».

На Ближнем Востоке все знают: или ты сильный и тебя уважают (вернее, тебя уважают, потому что ты сильный), или ты слабый — и тебя притесняют. И если ты не отвечаешь ударом на удар, значит, ты слабый. Поэтому было ясно, что Израиль нанесет ответный удар. И все три дня, прошедшие после иранской атаки, все гадали: где, как и какой силы будет ответ.

Иран отвергает наличие атаки

Утром 19 ноября все мировые СМИ вышли с сенсационными заголовками: произошла атака в районе ядерного центра в Натанзе. Но кто и как нанес удар — было непонятно. Хотя информационная война в СМИ шла полным ходом.

По мнению Reuters, иранские медиа всячески преуменьшали масштабы утренних взрывов в провинции Исфахан. Они не стали главными новостями ни в одном из средств массовой информации страны. Есть лишь несколько сообщений, где произошедшее названо «исфаханским инцидентом», который никого не побеспокоил.

Видео, распространённые в интернете, показывают многочисленные вспышки в небе и детонацию на земле. Достоверно установить, что же именно произошло в иранской провинции, невозможно: власти внимательно следят за тем, что появляется в соцсетях. Но многие СМИ Исламской Республики вообще не заметили взрывов.

Другие иронизируют над израильскими и американскими коллегами, которые бросились эту тему обсуждать. Информационное агентство Исламской Республики ИРНА пишет, что это мировые СМИ активизировали иранскую ПВО для отражения ракетной атаки. А на самом деле никакой угрозы не было.

Иранские медиа также цитировали проповедь аятоллы Нурмофиди. Он заявил, что «после утреннего инцидента мировые СМИ начали лгать и оправдываться и заявили, что маленькие дроны были запущены Израилем на Иран, но расследования показывают, что эти дроны появились не за пределами страны».

Зато основной темой в государственных СМИ Ирана стали митинги в регионах в поддержку проведенной неделю назад атаки на Израиль. В сообщениях сказано, что иранская атака уничтожила репутацию «сионистского режима» и показала, что в мире нет равных военной мощи Тегерана. В итоге информационная война для внутренней аудитории сделала свое дело: «в стране все спокойно и не верьте врагам».

А что же произошло на самом деле?

Израильский ответ

В итоге, в Израиле приняли решение нанести пропорциональный удар по такому же объекту, что подвергся атаке в Израиле: по военной базе. Утром 19 ноября на ленты мировых агентств поступили сообщения о взрывах в иранском Исфахане, на юге Сирии и в Багдаде. Позднее в Ираке не подтвердили, что здание в Багдаде было разрушено ракетой. В Сирии подтверждают атаку на базу в южной провинции Дараа.

Что касается самого Ирана, то через полтора часа иранское информационное агентство сообщило об атаке нескольких дронов на объект в Исфахане. По словам некоторых иранских официальных лиц, «ущерб минимальный».

И только днем стало ясно, что ночью Израиль нанес по Ирану небольшие точечные удары в районе ядерного центра в Натанзе, дав понять, что в случае необходимости может сделать намного больше. При этом Израиль атаковал тремя ракетами, выпущенными с самолета, систему ПВО, прикрывающую ядерный центр в Натанзе. Это один из нескольких центров, где иранцы обогащают уран для производства атомной бомбы.

По информации иностранных СМИ, самолеты ЦАХАЛа не залетали в воздушное пространство Ирана, а дроны были запущены с территории страны. Иранские источники сообщили газете New York Times, что Израиль применил свою обычную тактику поражения военных объектов в Иране: микродроны с небольшим зарядом, летающие на небольшие расстояния. Речь идет фактически о квадрокоптерах, запущенных где-то не очень далеко от цели. Это, констатирует NYTimesдемонстрирует неограниченные возможности «Моссада» по проведению операций внутри Ирана. Они насчитали с августа 2019 по январь 2023-го пять атак по военным и ядерным объектам с использованием квадрокоптеров.

Небольшие квадрокоптеры, по признанию трех иранских источников, нанесли и вчера ночью на удивление существенный ущерб военной базе. «Относительно ограниченный масштаб израильской ночной атаки и сдержанная реакция иранцев уменьшают вероятность немедленной эскалации войны между двумя странами», — цитирует троих аналитиков журналист NYTimes Патрик Кингсли. «Мы все ожидали сильного удара и ответа Ирана, но в конце концов все оказалось менее разрушительным, чем опасались. Это позволило иранцам преуменьшить значение произошедшего. Поначалу они даже не обвинили Израиль, но в частном порядке признавали, что видят руку “Тель-Авива”».

В итоге Израиль нанес демонстративный, но очень болезненный удар по самолюбию, атаковав не сам ядерный объект, а прикрывающую его систему ПВО на военной базе в Исфахане, неподалёку от Натанза. Об этом высокопоставленный источник в Пентагоне заявил главному корреспонденту телесети Fox News по национальной безопасности Дженнифер Гриффин.

Собеседник Гриффин утверждает, что взрывы в Исфахане и были уничтожением целей, которые определили в Иерусалиме. Слова иранских властей о том, что это лишь результаты работы ПВО, не соответствуют реальности. Кроме того, этой ночью в Иране были задействованы не маленькие квадрокоптеры, как утверждает местная пропаганда. И не пилотируемые самолёты, как заявили в западных СМИ. Израильские военные использовали в этой операции ракеты и беспилотные летательные аппараты.

В список целей, которые израильтяне уничтожили в ходе этой операции, входили системы ПВО, что установлены для защиты ядерных объектов. Источник сообщил, что это было послание Тегерану: «Мы можем протянуть руку и добраться до вас».

Американский военный отдельно подчеркнул, что как раз система ПВО оказалась неэффективна против технологий, которыми обладает Израиль. И это ПВО российского производства. Ночные действия ЦАХАЛа продемонстрировали отсталость российской противовоздушной обороны, уверен собеседник Fox News.

Однако так же как и Иран после своей атаки заявил о прекращении «войны», так и по данным CNN источник в разведке, знакомый с потенциальной реакцией Ирана на удар утром в пятницу, заявил, что прямые межгосударственные удары между двумя врагами «закончились». Между тем, и это обращает на себя внимание, официальные лица США анонимно «слили» информацию в прессу, что за нападением стоит Израиль.

Washington Post пишет, что Израиль хотел дать понять Ирану, что может наносить удары по объектам в глубине страны, но удар нанесен так, чтобы не допустить эскалации. 

В итоге Израиль продемонстрировал свои наступательные возможности, которые, кроме имиджевой победы, дали и реальные плоды.

Иран выводит свой командный состав в Сирии из-под удара

Как стало известно, именно из-за нервозности вызванной ожиданием удара, за два дня до атаки командование иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) стало спешно выводить часть офицеров из Сирии из-за угрозы нанесения удара со стороны Израиля, сообщает газетаThe Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники.

Этому примеру последовала и ливанская организация «Хизбалла», которая считается прокси-группировкой Ирана. Подчинённые Хасана Насраллы также вывела из Сирии своих высокопоставленных командиров.

При этом представители сирийской службы безопасности сообщили The Wall Street Journal, что офицеры КСИР среднего звена и менее значимые боевики «Хизбаллы» останутся на своих объектах в САР. На объектах КСИР введен режим чрезвычайной ситуации, а базы в ночное время охраняет малое количество личного состава. Солдаты низшего звена остаются на ночь в машинах и магазинах, а высокопоставленные офицеры снимают квартиры в жилых домах, чтобы избежать последствий удара с воздуха.

Редакция утверждает, что эти действия — подготовка к израильскому удару по Ирану и местам присутствия его военных и союзников. Накануне СМИ распространили кадры передислокации иранской армейской техники.

В Тегеране прошёл традиционный военный парад. Однако без предупреждения и объявления причин смотр был перенесён в казармы к северу от иранской столицы.

Выступая на параде, президент Ирана Ибрагим Раиси объявил, что военные корабли теперь будут сопровождать иранские торговые суда, чтобы избежать их захвата или уничтожения.

И в заключение

Стоит особо отметить, что, занимаясь вопросом «пропорционального» ответа Ирану, премьер-министр Биньямин Нетаньяху не забывает и о внутренних проблемах коалиции, которые могут нанести ему более серьезный ущерб, чем иранская атака.

17 апреля правительство занималось другими делами: утверждало общую позицию по вопросу о призыве харедим. Это у министров получилось: принято решение утвердить в качестве единой позиции кабинета точку зрения премьер-министра Нетаньяху. Она заключается в том, что, несмотря на отсутствие закона об отсрочках для ультраортодоксов, правительство не обязано призывать их в армию и может продолжать платить ешивам субсидии за обучение 60 тысяч ешиботников призывных возрастов. Для защиты такой позиции перед лицом БАГАЦа правительству придется нанять частного адвоката: государственные юрисконсульты считают ее противоречащей закону.

Похожие статьи