| Яаков Кац
Яаков Кац

Израилю нужна широкая стратегия в отношении «Хезболлы», а не только тактические победы

Израилю нужна широкая стратегия в отношении «Хезболлы», а не только тактические победы
Люди наблюдают за тем, как дым поднимается из здания в Бейруте после взрыва, произошедшего в среду на юге Ливана и в районе Бейрута, где сработали портативные радиостанции, используемые «Хезболлой». Фото: SOCIAL MEDIA/REUTERS

Тот, кто атаковал «Хезболлу» на этой неделе, не только нанес самый масштабный и точный военный удар в истории: эти действия потенциально способны изменить баланс сил на Ближнем Востоке.

В течение 11 месяцев «Хезболла» без устали запускала ракеты и взрывоопасные беспилотники по Израилю, который проявлял удивительную сдержанность.

Вместо того чтобы задействовать всю мощь ЦАХАЛа, правительство Нетаньяху эвакуировало более 50 тыс. граждан из своих домов, превратив города севера страны в призраки и тиры для противотанковых ракетных отрядов «Хезболлы».

Получил ли Израиль какую-либо благодарность от международного сообщества? Конечно же, нет. Вместо того, чтобы поддержать Израиль, некоторые западные правительства и средства массовой информации стали сочинять легенды, обвиняющие еврейское государство.

Согласно этой искаженной версии реальности, «Хезболла» просто атаковала из-за растущего числа погибших палестинцев в Газе. В этой версии утверждалось, что если Израиль просто закончит войну в Газе, то «Хезболла» прекратит свои атаки.

Каким бы абсурдом это ни казалось, Израиль, стремясь избежать более масштабного конфликта, попытался подыграть. Он позволил террористической группировке напасть на свою суверенную территорию, отреагировав лишь для того, чтобы сдержать ситуацию и не дать ей перерасти в региональную войну.

У Израиля были свои причины для такой стратегии. Во-первых, ему нужно было сосредоточиться на одном фронте. ХАМАС в Газе должен быть разгромлен, чтобы предотвратить еще одну бойню в стиле 7 октября. Возвращение 101 заложника, все еще находящегося в плену у ХАМАС, — еще один неотложный приоритет.

Чтобы вести войну в Газе, Израилю требовалась как можно более широкая международная поддержка, в особенности постоянные поставки оружия и оборудования из Америки.

Когда президент Джо Байден посоветовал Израилю воздержаться от более масштабного нападения в Ливане, у правительства не было выбора, кроме как прислушаться к совету.

Конечно, не обошлось и без страха перед ракетным арсеналом «Хезболлы». Хотя мало кто сомневается в том, что Израиль в конечном итоге победит «Хезболлу» в будущей войне, мы не можем игнорировать разрушения, которые «Хезболла» может причинить израильскому тылу, причем в таких масштабах, которые еще не были известны в этой стране. Это тоже было естественным сдерживающим фактором от вступления в войну.

Попытка сдержать ситуацию была очевидна в течение всего прошлого года. В июле «Хезболла» убила 12 детей в Мадждаль-Шамсе, и Израиль отреагировал ограниченно; в Метуле «Хезболла» разрушила около 200 домов, и Израиль воздержался от эскалации. Даже после того, как за последние две недели было нанесено более 30 ударов по неэвакуированным городам, Израиль все еще сдерживался.

ЧТО же изменилось сейчас? Существует несколько вариантов. Одна из них заключается в том, что заминированные пейджеры, которые, по сообщениям, в большом количестве поступили в Ливан за последний год, находятся на пути к обнаружению, и если Израиль собирается их взорвать, то сделать это нужно сейчас.

Хотя это и возможно, но если у вас тикают часы на операции, это еще не значит, что вы нажмете на кнопку, если только она не вписывается в более масштабную цель, а в данном случае атака (если ее осуществит Израиль) вписывается.

Ситуация на Севере уже давно нестабильна, и хотя была надежда, что прекращение огня в Газе положит конец атакам «Хезболлы», ХАМАС показал, что не хочет идти на сделку.

Американские официальные лица недавно дали это понять, объяснив, что ХАМАС постоянно повышает свои требования, делая сделку практически невозможной.

Более того, лидер ХАМАСа Яхья Синвар давно жаждет региональной войны. Пока он верит, что это возможно, он будет продолжать избегать сделки, надеясь, что конфликт в Ливане оттянет израильские войска на север, и он сможет сохранить контроль над Газой. Чтобы Синвар понял, что эта стратегия не сработает, «Хезболла» должна быть нейтрализована.

Изменилось и то, что наземное наступление в Газе в основном завершено. Хотя в некоторых районах Газы все еще остаются очаги боевиков ХАМАСа, ЦАХАЛ выполнил свою миссию по значительному ослаблению возможностей группировки и уничтожению ее военного потенциала.

Например, на прошлой неделе ЦАХАЛ объявил о завершении операции в Рафахе, где он разбил последнюю бригаду ХАМАСа и уничтожил большую часть его террористической инфраструктуры.

Существует ли еще ХАМАС? Да. Есть ли у него вооруженные боевики и даже ракеты? Тоже да. Однако дальнейшие шаги в Газе в большей степени зависят от дипломатического плана, который необходимо разработать Израилю, чем от военного. Этот сдвиг освобождает подразделения ЦАХАЛа для переброски на северный фронт.

Есть два варианта того, как серия взрывов пейджеров и портативных радиостанций вписывается в более широкую стратегию Израиля.

Первый — это возможность того, что это часть более крупного упреждающего удара по «Хезболле», и если это так, то операцию следует признать блестящей. Обладатели пейджеров были оперативниками «Хезболлы» на переднем крае, как видно из сообщений о том, что в результате взрыва пострадал даже иранский посол в Ливане.

Если вы собираетесь начать крупное наступление на противника, то будет очень логично вывести из строя его внутренние системы связи, одновременно ранив тысячи оперативников.

Даже если это не часть более масштабной войны, такая атака все равно имеет большую ценность.

622508_11zon.jpeg
Сотни членов «Хезболлы» получили тяжелые ранения в результате взрыва в Бейруте 17 сентября (SCREENSHOT/X, SECTION 27A COPYRIGHT ACT)

Как показал последний год, хотя «Хезболла» без проблем атаковала север Израиля, она удерживалась от эскалации конфликта. Другими словами, «Хезболла» хотела продемонстрировать свою солидарность с ХАМАСом и вовлечь Израиль в войну на истощение на севере, но в то же время избежать более масштабного пожара.

Атака с использованием коммуникационных устройств обнажает значительные и глубокие уязвимости «Хезболлы».

Это величайшее разведывательное проникновение, показывающее, насколько слаба и восприимчива организация. Если Израиль может взломать смартфоны и заминировать старые пейджеры, то какой системе связи теперь можно доверять? Скорее всего, никакой.

Это может оказать дестабилизирующее воздействие на «Хезболлу», и хотя атака, скорее всего, не убедит террористическую группировку прекратить ракетные обстрелы северных районов Израиля, она способна заставить ее осознать, что более масштабная война не в ее интересах.

Это усиливает сдерживание: если Израиль (или кто бы ни был ответственен за атаку) может сделать это сегодня, «Хезболла» должна опасаться того, что тот же противник может сделать завтра.

Несмотря на успех, важно помнить, что существуют значительные риски. К тому времени, когда вы будете читать эти строки, вполне возможно, что разразится более масштабная война, охватившая большую часть страны.

Таковы расчеты, которые правительство Израиля должно постоянно взвешивать. Однако для любого правительства есть еще один важный момент: стратегия выхода.

Хотя атака с использованием пейджеров имеет большое значение, это тактический ход на гораздо большей шахматной доске, и любая страна, совершившая нечто подобное, должна подумать о том, как она хочет, чтобы более широкий конфликт, который потенциально может развиться, закончился еще до того, как он начнется.

К сожалению, когда дело доходит до долгосрочного планирования, нынешнему правительству Израиля нечего предъявить.

Отсутствие стратегического мышления обусловлено неработающей коалицией, в которой доминируют ультраправые экстремисты, и премьер-министром, для которого личное политическое выживание часто оказывается приоритетнее национальных интересов.

Война с «Хезболлой» может быть неизбежной, и для Израиля всегда будет мудрее начать ее, когда он будет готов, а не быть застигнутым врасплох, как это произошло 7 октября.

Вступление в любой конфликт требует предвидения. Знать, чем закончится война, так же важно, как и знать, как она начнется.

Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи