По всему еврейскому миру, и в диаспоре, и в Израиле, мы наблюдаем почти беспрецедентное объединение. Различные общины, люди разного происхождения и представители всех слоев общества объединились. В Рош а-Шана, еврейский Новый год, поворотный момент в году, когда нас судят, мы оказываемся раздетыми до самых сущностных черт и собираемся как единое целое. Богатство, статус и деноминация не имеют значения; все собираются вместе, чтобы помолиться. В этот момент рушатся барьеры, и мы собираемся как единое, сплоченное сообщество.
Дни праздников месяца Тишрей часто рассматриваются как время, когда мы сосредотачиваемся на теологической сфере, подчеркиваем наши индивидуальные отношения с Божественным. Действительно, классические еврейские источники отражают такое понимание. Талмуд описывает Рош а-Шана как еврейский Судный день, когда «все население Земли проходит перед Богом, как овцы». Наши молитвы повторяют этот образ: «Как пастух пасет свое стадо, заставляя овец проходить под своим посохом, так и Ты заставляешь проходить, считать и записывать, посещая души всех живущих, определяя продолжительность их дней». Тишрей — время размышлений о наших прошлых делах и проступках, возвращения к Богу, покаяния и просьбы о прощении. Теологическое, а не социальное.
Однако это не совсем так. Есть еще одна тема, которая пронизывает эти святые дни: отношения между людьми. Как учит Маймонид, «тшува (раскаяние) и Йом Кипур искупают грехи только между человеком и Богом... Однако грехи между человеком и человеком, такие как нанесение вреда, кража или оскорбление, не будут прощены, пока один не вернет то, что ему причитается, и не успокоит другого». Перед Йом Кипуром мы должны уладить старые споры и примириться с теми, кого мы обидели, тем самым привнося в эти дни благоговения важный человеческий элемент.
Раввин Меир Симха Калонимус из Двинска подчеркивал в своих трудах, что наш монотеизм, столп еврейской веры, отражается в нашем национальном единстве. Наша вера в единого Бога должна отражаться в нашем единстве на уровне народа. Вера в единого Бога должна подталкивать нас к более тесной связи с другими людьми. Каббалистическое учение говорит нам, что нити, связывающие нас с небесами, также связывают нас друг с другом.
В наше время эта идея кажется гораздо менее мистической и гораздо более конкретной. В организации Jewish Learning Exchange (JLE) мы наблюдаем это на практике. В нашем центре в Голдерс-Грин в Лондоне собралось множество молодых людей, не имеющих практически никаких связей со своими еврейскими корнями, движимых сочувствием и любопытством, стремящихся стать частью нашей общины.
В принадлежности к общине тоже есть своя сила. Об этом также говорит Маймонид: «Хотя индивидуальное покаяние всегда желательно, покаяние общины еще более действенно: когда община раскаивается и плачет от всего сердца, она немедленно получает ответ». Как провозглашает молитва Кол Нидрей, читаемая в ночь Йом Кипура, в нашу общину должны быть включены все: молодые и старые, так называемые грешники и праведники.
Это единство — не просто духовный идеал, а ощутимый призыв к действию. Принесение в жертву козла в Йом Кипур, как упоминает раввин Меир Симха, было призвано искупить библейский грех братьев, продавших Йосефа. Нам напоминают, что мы никогда не должны ополчаться против наших братьев и сестер. Напротив, мы должны стремиться к восстановлению тесных отношений и укреплению чувства единства.
Страдания, как мы убедились на трагическом примере, могут способствовать такому единению. Мы стали свидетелями этого в ответ на ужасы 7 октября. Общины мобилизовались, чтобы поддержать израильтян, живущих на юге, помогая и гражданским, и солдатам. Я лично возглавлял группы студентов, которые работали волонтерами в кибуцах, встречались с политическими лидерами и лучше понимали ситуацию. Благодаря этому опыту мы стали больше сопереживать и сблизились друг с другом, образовав связи, которые нас объединяют.
В диаспоре вообще наблюдается заметный рост единства. Возможно, впервые студенты университетов получили значительную поддержку и понимание со стороны старших поколений, которые теперь осознали беспрецедентный рост антисемитизма в кампусах Великобритании и необходимость укрепления еврейской идентичности и развития образования в наше непростое время.
В ближайшие недели синагоги будут заполнены. Будь то большая синагога или небольшой импровизированный миньян, я призываю всех уделить время молитвам, чтению махзора и пению, чтобы просто остановиться, вздохнуть и оценить тех, кто вас окружает.
У каждого были свои проблемы в этом году, а все вместе мы, как народ, столкнулись с жестоким испытанием. Мы составляем яркое, разнообразное сообщество. В этот день мы можем считать себя отдельными овцами, но мы также являемся одним большим, единым стадом, связанным не только нитями с небесами, но и друг с другом. Этому и посвящены дни Высоких праздников.
Пусть же каждый из нас будет вписан в Книгу Жизни!
Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк