Многие спрашивают меня, как мы должны отмечать в этом году Осенние праздники, особенно Суккот, «праздник нашей радости», и Симхат Тора. Как нам обрести радость, когда ситуация вокруг настолько сложна?
Печаль, горе, боль, гнев и разочарование все еще свежи. Погибшие семьи все еще скорбят, раненые все еще страдают, эвакуированные семьи все еще не вернулись в свои дома, а заложники остаются в плену. Должны ли мы радоваться?
На мой взгляд, ответ положительный: мы должны радоваться, но характер этого ликования будет несколько иным.
Чтобы понять источник радости и осознать, что в этом году радость будет другой, я хотел бы поделиться некоторыми соображениями о ее сути и содержании — в надежде, что это поможет нам отметить праздник соответствующим образом.
Во-первых, радость, о которой говорится в Торе, почти всегда «перед Богом», как говорится, например, в Дварим 12:18: «И будешь радоваться перед Господом, Богом твоим, во всех начинаниях рук твоих».
Что значит «радоваться перед Богом»? Это значит, что мы живем с осознанием того, что всегда находимся в присутствии Бога. Он знает и наблюдает за нашей жизнью, даже если нам кажется, что Он не вмешивается, и даже если мы чувствуем «разочарование» от Его действий.
Само осознание того, что Бог с нами, дает чувство утешения, как мать утешает своего сына: даже если это утешение не исцеляет рану или боль, пострадавший ребенок чувствует себя успокоенным.
Мы испытываем боль, но и радости — отчасти это внутреннее ощущение того, что Бог с нами и что в нужный момент Он понесет нас, как кормилица несет грудного ребенка.
Во-вторых, несмотря на все случившееся и всю боль, это не Холокост. Мы, слава Богу, обладаем армией, государством и прекрасным народом. Часть радости — это благодарность за то, что у нас есть.
Если мы посмотрим на еврейскую историю до создания государства, то сразу вспомним, что евреи были совершенно беспомощны. Например, Кишиневский погром 1903 года — классический пример.
Десятки евреев были убиты, сотни ранены, женщины изнасилованы, а дома и магазины разграблены.
Когда евреи пытались защищаться, их арестовывала полиция. Бялик в своем знаменитом стихотворении «Сказание о погроме» описал произошедшие ужасы и в то же время раскритиковал неспособность или нежелание защищать еврейскую кровь.
7 октября было ужасным днем, который запомнится навсегда, но мы должны помнить, что именно в этот день еврейский народ начал сопротивляться, и через день война перешла в другое русло.
Правда, для многих людей военный ответ оказался слишком запоздалым, но у нас еще есть место для радости в виде благодарности Богу и прекрасному молодому поколению, выросшему в государстве, основанном для еврейского народа.
Это молодое поколение, которое, не колеблясь, рисковало собой ради других, поколение, которое впитало в себя призыв «Хиннени, вот я».
В-третьих, радость включает в себя сильное желание не отчаиваться перед лицом невзгод. Трудности и страдания, естественно, снижают способность человека видеть дальше и понимать, что жизнь может быть другой, если человек решит сделать ее такой.
Радость позволяет нам выбраться из депрессии и дает нам возможность поднять голову и не считать себя и свою ситуацию мрачной и безнадежной.
Это радость, демонстрирующая психологическую стойкость, которая не позволяет нашим врагам получить то, что они хотят. Особенно в такой год, как этот, мы должны стремиться быть радостными и ликовать, чтобы стряхнуть печаль. Радость этого года — это еще и радость за тех, кто не может радоваться: убитых, раненых и пленных. Мы — их посланники, и в этом году, как никогда, должны понять смысл радости.
В-четвертых, когда Тора повелевает: «И веселись в праздник твой», это указание не ограничивается временами благоденствия и благословения. Божественное повеление радоваться включает в себя и дни, когда нет ни желания, ни возможности радоваться — дни, когда еврейский народ страдал в концлагерях, в войнах и в погромах.
Праздник Суккот в 1973 году, через несколько дней после начала Войны Судного дня, поставил тот же вопрос, но даже тогда люди пытались праздновать.
Это радость, смешанная с грустью; это настоящая радость, потому что все мы понимаем, что идеальной радости не бывает — всегда есть какой-то изъян. Разбить бокал под свадебным балдахином — это не только вспомнить о разрушении Иерусалима, но и подчеркнуть, что такова реальность жизни: сочетание хорошего и плохого, радости и печали. Это и есть настоящая жизнь.
В-пятых, мы должны извлекать уроки из прошлого, как сказано: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе» (Дварим 32:7). Если бы еврейский народ воздерживался от радости каждый раз, когда переживает погром, то год состоял бы из одних только девятых Ава.
Мы должны обратиться к людям, пережившим Холокост, которые после многих лет преследований и угнетения вышли из лагерей смерти, где их мир рухнул, но научили нас строить жизнь, семью и государство. Своими руками они отстроили себя заново и даже смогли найти радость.
Наконец, важна и степень радости. Рамбам в книге «Законы праздника», глава 6, галаха 18, говорит о радости в праздник: «И когда человек ест и пьет, он обязан накормить новообращенного, сироту, вдову и других несчастных бедняков, но тот, кто запирает двери своего двора и ест и пьет со своими детьми и женой, не накормив и не напоив бедных и страждущих, — это не радость мицвы, а радость своего живота».
Истинная радость — это отдача другим. В этом году мы должны радоваться, принимая на себя ответственность отдавать другим. Частью даяния является также чуткость к другому, уважение к другому, что создает иной диалог и поведение.
В этом году мы будем радоваться, но делать это будем ответственно и деликатно, с пониманием и осознанием сути радости, связанной с благодарностью Богу и удивительному поколению, которое мы вырастили в нашей замечательной стране, — радости от того, что у нас есть, радости от того, что мы даем другим, и радости от еврейской надежды, которую у нас никогда не отнимут.
Jerusalem Post, перевод Ларисы Узвалк