| Лазарь Берман
Лазарь Берман

Несмотря на ограниченность, успешная атака Израиля делает Иран более уязвимым, чем когда-либо

Несмотря на ограниченность, успешная атака Израиля делает Иран более уязвимым, чем когда-либо
Самолет-заправщик Boeing 707 ВВС Израиля и несколько истребителей F-35 и F-15 проводят учения недалеко от побережья Израиля, 15 августа 2024 г. Фото: Israel Defense Forces

Израильские официальные лица мало говорят об авиаударах по Ирану, нанесенных рано утром в субботу, но это не умаляет значимости операции.

Судя по всему, она прошла точно по плану, без потерь с израильской стороны. Это само по себе является большим достижением.

Риски, присущие операциям, осуществляемым на расстоянии в 1600 км от воздушного пространства Израиля, пугают. Незначительное осложнение может превратиться в проблему жизни и смерти.

Удары планировались с учетом того, что истребители смогут дозаправиться вблизи иранских границ. Однако если в системе дозаправки выйдет из строя небольшой компонент или у самолета откажет двигатель, пилоту придется совершить опасную посадку на территории вероятного противника. Почти все вспомогательные и аварийные возможности, которые израильские ВВС могут задействовать в операциях над Газой и Ливаном, окажутся неуместными так далеко от границы страны.

Однако, насколько нам известно, никаких серьезных поломок не произошло, что свидетельствует не только о мастерстве израильских пилотов, но и о профессионализме технического и вспомогательного персонала ВВС Израиля.

Напротив: Израиль смог подвести десятки самолетов достаточно близко к Ирану, чтобы несколькими волнами запустить высокоточные боеприпасы по военным целям.

Иран за несколько недель знал о готовящемся нападении и даже мог быть косвенно предупрежден Израилем о времени нанесения ударов. Однако он ничего не смог сделать, чтобы помешать израильским самолетам провести свою операцию целенаправленно и планомерно.

Теперь Иран (и его газовые и ядерные объекты) уязвим как никогда. Самые современные зенитные системы режима были уничтожены, и их замена произойдет не сразу. ПВО режима, которая была неэффективна в субботу, теперь стала еще менее дееспособной, поскольку батареи и радары уничтожены.

Возможно, израильский удар был несколько ограничен с точки зрения фактического ущерба, но главное — это послание слабому верховному лидеру Али Хаменеи и Корпусу стражей исламской революции: Израиль может добраться до ваших стратегических объектов и нанести удар по тому, что он хочет, и Тегеран не может его остановить.

На этот раз это были военные объекты, но иранские лидеры должны спросить себя, сколько еще потребуется, чтобы Израиль сосредоточился на целях с более высокой стратегической ценностью: нефтяных объектах, символах режима и, конечно, ядерной программе.

Помимо вывода из строя ПВО (системы, в которую Иран вложил значительные средства) Исламская Республика также лишилась своего главного средства сдерживания Израиля. «Хезболла» может выпустить по Израилю пару сотен ракет в день, но это все. Она утратила способность что-либо сделать, чтобы изменить решение Израиля о нанесении ударов по Ирану. Многолетний лидер «Хезболлы» Хасан Насралла убит, а израильские самолеты нанесли прямой удар по Ирану, однако в большинстве районов Израиля продолжается обычная повседневная жизнь.

И ситуация для Тегерана может еще усугубиться. Белый дом Байдена-Харрис прилагал все усилия, чтобы ограничить ответные меры Израиля на два ракетных удара Ирана в этом году, опасаясь эскалации региональной войны, которая может затянуть США. Ирану также не грозил риск того, что Байден отдаст приказ о нанесении американского удара по иранской земле.

К большому сожалению Ирана, существует реальный шанс, что Дональд Трамп вернется к власти в январе. Возвращение непредсказуемого президента, который приказал ликвидировать печально известного главу «Сил Кудс» КСИР Касема Сулеймани и заменил ядерную сделку 2015 года стратегией максимального давления, в сочетании с новой агрессивной позицией Израиля против иранской оси — опасный сценарий для Тегерана.

Это не означает, что Иран не ответит на субботнее нападение. Он не хочет показаться слабым перед своим беспокойным населением и своей марионеточной сетью. А арсенал баллистических ракет Ирана велик и может нанести ущерб Израилю, даже если большая часть выпущенных ракет будет перехвачена Израилем и его союзниками. Израильтяне не собираются привыкать к массированным иранским атакам, даже если до сих пор ущерб от них был относительно небольшим.

Остается еще и вечно актуальный вопрос о ядерной программе Ирана. В условиях растущего давления на режим и растущего чувства уязвимости может ли это стать сценарием, который подтолкнет Хаменеи к тому, чтобы отдать приказ о создании ядерного оружия и нового мощного средства сдерживания против Израиля и США?

Это, конечно, возможно. Но после субботнего удара также более вероятно, что Израиль почувствует, что у него есть возможность — и необходимость — нанести значительный ущерб этой программе новой серией атак.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи