В то время как война затягивается уже больше года, израильская экономика погружается в рецессию, но уровень безработицы остается низким и даже падает.
В сентябре прошлого года уровень безработицы в Израиле составлял 2,9% от трудоспособного населения, что является особенно низким показателем для страны, находящейся в состоянии войны и рецессии. На памяти экономистов это беспрецедентный случай: экономика страны замедляется, а безработица падает!
Учебники по экономике учат, что снижение экономической активности ведет к росту безработицы; очевидно, что израильская экономика 2024 года ведет себя не так, как нам хотелось бы верить в экономических моделях.
Официальные цифры, опубликованные Институтом статистики (Иерусалим), неоспоримы: после года войны (первая половина 2024 года по сравнению с первой половиной 2023 года) уровень активности, измеряемый валовым внутренним продуктом (ВВП), упал на 1,4%, что означает, что экономика вступила в рецессию. Однако за тот же период уровень безработицы не вырос, а, наоборот, снизился.
Накануне войны уровень безработицы и так был низким: 3,4% в сентябре 2023 года. После года конфликта уровень безработицы еще упал. Постепенно он опустился до отметки менее 3%.
Официальные данные по безработице не являются ошибочными: они соответствуют международному определению безработицы, которое учитывает людей, не имеющих работы и активно ее ищущих.
Война, которая длится в Израиле уже больше года, привела к появлению новой категории людей, которые не имеют работы, но не считаются безработными, потому что не ищут ее. К ним относятся резервисты, мобилизованные в ЦАХАЛ, семьи, вынужденные покинуть свои дома, жертвы войны, работники, находящиеся в неоплачиваемых отпусках, родители детей, бросивших школу, и т. д.
В разгар войны почти 800 000 израильтян покинули рынок труда, то есть 20% трудоспособного населения страны; этот абсентеизм помог снизить официальный уровень безработицы.
Не будем торопиться: снижение уровня безработицы — не обязательно хорошая новость. В нынешнем контексте израильской экономики можно даже сказать, что полная занятость — это плохая новость.
Во время войны израильский рынок труда сталкивается с явлением более серьезным, чем безработица: нехваткой рабочей силы.
В то время как многие израильтяне больше не могут работать, война также привела к массовому отъезду иностранных рабочих. В 2022 году, то есть до войны, в израильской экономике было занято 250 000 иностранцев: 120 000 палестинских рабочих и 130 000 иностранцев из «дальнего зарубежья» (Таиланд, Филиппины, Индия, Китай и т. д.). Помимо этих легально проживающих иностранцев, было много нелегальных иммигрантов, которые были необходимы для работы некоторых отраслей.
Эти иностранные работники составляли около 6% трудоспособного населения страны, что является значительной рабочей силой. Их отсутствие остро ощущается в некоторых отраслях, зависящих от этой дешевой и трудолюбивой рабочей силы, таких как строительство и сельское хозяйство.
По мере приближения к концу 2024 года нехватка рабочей силы сильно сказывается на израильской экономике, и послевоенное восстановление будет идти все медленнее из-за дефицита на рынке труда.
Times of Israel française, перевод Ильи Амигуда