| Гилад Карив
Гилад Карив

Каханизм больше не угрожает испортить Кнессет — он пустил в нем корни

Каханизм больше не угрожает испортить Кнессет — он пустил в нем корни
Глава партии «Религиозный сионизм» Бецалель Смотрич (справа) и глава партии «Оцма Иегудит» Итамар Бен-Гвир в Кнессете, 28 декабря 2022 г. Фото: Olivier Fitoussi/Flash90

25-й Кнессет и 37-е правительство Израиля подарили нам ряд беспрецедентных событий, процессов и решений, представляющих значительную угрозу для израильской демократии и будущего израильского общества. Наиболее серьезным из них является вхождение каханизма в основное русло израильской политики и легитимность, которую эта идеология приобретает среди широких слоев израильского политического тела. Например, у молодой светской женщины из Тель-Авива.

На прошлой неделе министр Май Голан, член «Ликуда» — партии, которая когда-то инициировала бойкот Меира Кахане в Кнессете, — устроила одно из самых позорных выступлений на пленуме, когда она кричала и размахивала руками, пытаясь защитить запятнанную честь Михаэля Бен-Ари, всеми признанного сторонника Кахане, лишенного права баллотироваться в Кнессет. Можно только представить, что сказали бы Менахем Бегин и Ицхак Шамир, да покоятся они с миром, услышав ее слова. Наверняка они переворачиваются в своих могилах.

Резкое изменение отношения к каханистской идеологии и ее сторонникам — это, пожалуй, самая значительная перемена в «Ликуде» с момента его основания и до сегодняшнего дня, когда, при Биньямине Нетаньяху, партию охватило разложение. Нетаньяху не только нормализовал Итамара Бен-Гвира и его каханистскую доктрину, но и превратил их из второстепенных игроков в задающих тон среди израильских правых. Во многом он способствовал проникновению каханизма в сердце своей партии и даже поощрял его. Его партнеры по руководству партии, предающиеся мечтам о преемственности, в конечном итоге обнаружат, что каханизм вытеснит их из их собственной партии.

За последние два года каханизм перестал быть просто явлением, с попытками нормализации которого необходимо бороться. Дело не только в том, что это расистское и антидемократическое мировоззрение закрепилось в отдельных слоях общества, к нему легкомысленно отнеслась и гораздо более широкая аудитория, включая игроков и институты, которые должны были бы занять четкую и бескомпромиссную позицию в борьбе с ним. Сегодня от нас требуется уже не «битва за сдерживание», а концентрированные усилия по вытеснению этого опасного явления из центра израильского существования на крайние и нелегитимные задворки, к которым оно принадлежит.

Значительная часть израильских СМИ должна подвергнуться критике за воспитание Бен-Гвира и нормализацию его каханистских взглядов. Также как и порочные отношения между ним и некоторыми журналистами и СМИ. Ключевые представители национально-религиозной общественности также капитулировали перед течениями, возникающими в расистских движениях «Лехава» и «Оцма Йехудит», и трудностями в представлении четкой и убедительной теологической, образовательной и общинной альтернативы этим тенденциям.

Однако львиная доля критики за полную нормализацию каханизма должна быть направлена на политическую систему и политиков. И в первую очередь на Биньямина Нетаньяху, который проложил Бен-Гвиру путь в Кнессет, к кабинету министров и к его запредельному влиянию на верховенство закона. Абсолютное бездействие Нетаньяху в отношении опасных действий Бен-Гвира, таких как изменение статус-кво на Храмовой горе, не менее серьезны и значимы, чем его промахи и действия, приведшие к катастрофе 7 октября, и, как и в случае с 7 октября, надпись на стене ясна.

И все же Нетаньяху не является единственным виновником. Каханизм приобрел злокачественную форму также благодаря политикам и партиям из якобы либерального центра, которые сидят на заборе или, что еще хуже, примыкают к правым. За последние два года оппозиция не справилась со многими важнейшими задачами, одна из которых — четкое и яростное противодействие проникновению каханизма в политический мейнстрим. Сегодня я смотрю на своих коллег из либеральных партий и спрашиваю: как это возможно, что то, что в прошлом было вопиющей красной чертой для лидеров «Ликуда», сегодня не является вопиющей красной чертой для нас.

Призывы к заселению Газы и Ливана, поддержка экстремистского насилия поселенцев на территориях, призывы к мести и жажда крови; вопиющее нарушение статус-кво на Храмовой горе, захват полиции, безрассудное распространение оружия, попытки подчинить гражданскую гвардию командованию Бен-Гвира и полное игнорирование кровопролития в арабских населенных пунктах — все это лишь верхушка айсберга будущего, которое нас ожидает, если нам не удастся уничтожить легитимность, обретенную каханизмом Бен-Гвира.

Отказ от этой легитимности требует четкого проведения линии на политическом и общественном песке. Необходимо установить четкие и недвусмысленные границы. Именно поэтому на открытии зимней сессии Кнессета мы с моим коллегой, депутатом Наамой Лазими, объявили, что будем бойкотировать каждое выступление Итамара Бен-Гвира. На первый взгляд, это символический шаг, но мы приложили к нему призыв и требование вернуться к фундаментальным принципам, касающимся того, что является легитимным и нелегитимным в израильской политике. Этот простой и базовый шаг, который когда-то разделяли все сионистские партии, должен стать отличительной чертой политических сил, приверженных будущему израильской демократии. Мы ожидаем, что наши друзья из оппозиции примут его, и надеемся, что широкая общественность, заполнившая улицы за последние два года, присоединится к этому требованию своих представителей.

Наша слабость привела к этим опасным изменениям. Пришло время использовать наши ноги и наши голоса, чтобы сказать: хватит.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи