101 год назад, 4 ноября 1923 года, Зеев Жаботинский опубликовал статью «Железная стена», в которой затронул вопрос о «колонизации Палестины» и пришел к выводу, что соглашение с палестинскими арабами невозможно. Он признал, что евреи пришли колонизировать Палестину, и отметил, что, как показывает история, ни один народ никогда не соглашался с тем, что его колонизируют, и поэтому восставал против колонизаторов. Он писал:
«Мои читатели имеют общее представление об истории колонизации в других странах. Я предлагаю им рассмотреть все прецеденты, с которыми они знакомы, и найти хотя бы один случай, когда колонизация проводилась с согласия коренного населения. Такого прецедента нет».
Жаботинский упоминает «Палестину» в статье 18 раз, не считая названия. В отличие от этого, он упомянул «Землю Израиля» только один раз в следующем абзаце:
«Коренное население любой территории в мире сопротивляется колонизаторам до тех пор, пока у него есть хоть малейшая надежда избавиться от опасности быть колонизированным. Именно это делают арабы в Палестине и будут делать до тех пор, пока остается хоть одна искра надежды на то, что им удастся предотвратить превращение “Палестины” в “Землю Израиля”».
Жаботинский говорил о сионистском движении, как об обычной колониальной державе, захватившей контроль над той или иной страной или народом. Поэтому ему было ясно, что с «палестинскими арабами» не может быть достигнуто добровольное соглашение.
Возможно, я вступаю на минное поле, цитируя слова Жаботинского столетней давности, и сравнивая это с тем, что делает сейчас израильтянин Нетаньяху. Это поле — минное не потому, что я опасаюсь критики со стороны тех, кто не согласен с моей трактовкой статьи Жаботинского, а потому, что я не хочу, чтобы мои слова были восприняты как слепое и явное одобрение или поддержка всего того, что сделали палестинцы, ворвавшиеся в южные пределы Израиля 7 октября 2023 года.
Движимые смешанными чувствами разочарования, гнева, мести и прочего, некоторые из палестинцев совершили большой грех в тот день. Сотворенное ими не делает чести палестинскому национальному движению. С момента провозглашения Палестинского национально-освободительного движения (ФАТХ) в 1965 году нашей целью было создание демократического государства Палестина, в котором живут мусульмане, христиане и евреи и в равной степени разделяют обязанности и права. Мы не питали зла к иудаизму или евреям как отдельным людям или группам. Эта борьба была национальным конфликтом между двумя движениями на протяжении как минимум шести десятилетий. Переключение произошло столь вопиющим образом 15 лет назад, когда Нетаньяху вернулся к власти и с тех пор был премьер-министром с небольшими перерывами, когда его место занимал Нафтали Беннет (с июня 2021 по июнь 2022 года) и Яир Лапид (с июля по декабрь 2022 года).
При Нетаньяху мы все стали свидетелями того, как национальная борьба превратилась в религиозную, когда крайне правые религиозные партии набрали силу, которой они почти не имели в предыдущие десятилетия. Нетаньяху был рад расширить возможности этих радикалов, потому что видел в них новое поколение, которое будет нести флаг Жаботинского и продолжать борьбу до его (Нетаньяху) окончательной победы, то есть до исключения решения о двух государствах из международной повестки и навязывания палестинцам соглашения силой.
Ничто не может быть столь разрушительным для любой нации, как объединение политики с религией только для того, чтобы использовать последнюю как трамплин для достижения чисто личных или партийных целей. Все это мы видели в «Аль-Каиде», «Аль-Нусре», ИГИЛе и многих других исламистских фундаменталистах. Мы видим это и в крайне правых и религиозных силах Израиля, таких как партии Бен-Гвира и Смотрича.
Нетаньяху понравилось использовать иудаизм в качестве инструмента подстрекательства против палестинцев, и он превратил его в основу своей политической карьеры. Поскольку религиозный фундаментализм выступает против исторического компромисса или решения о двух государствах между Израилем и Палестиной, Нетаньяху нужен был еще один катализатор, который бы оттолкнул обе стороны конфликта далеко друг от друга, в сторону от решения о двух государствах. Он никогда не верил в это решение, но не осмеливался сказать об этом. В последнее десятилетие Нетаньяху снял свою политическую маску, и мир увидел неумолимого и безжалостного премьер-министра, истинного ястреба, которого не знал раньше.
Нетаньяху хочет положить конец конфликту, расширив территорию Израиля за пределы «зеленой черты» 1967 года. Он лишь ждет, когда международная обстановка станет достаточно благоприятной для аннексии Западного берега, то есть 60% его территории, которая составляет зону С, как определено в соглашениях Осло 1993 года. Он также надеется максимально сократить палестинское население, проживающее между Средиземным морем и рекой Иордан, включая тех арабских палестинцев, которые остались жить в своих домах на территории, ставшей Израилем в 1948 году. На протяжении всего своего правления Нетаньяху следует своему самоисполняющемуся апокалиптическому пророчеству. В то же время он продолжает утверждать, что палестинцы не являются партнерами по миру и что единственное возможное соглашение с ними — это соглашение, навязанное им силой.
Последним актом этой стратегии стала война Нетаньяху против сектора Газа. Нет никаких оснований считать, что 7 октября застало Израиль врасплох, когда сам Нетаньяху в 2017 году раскрыл перед несколькими членами Кнессета детали плана ХАМАСа по штурму границы и осуществлению именно того, что ХАМАС сделал 7 октября. Поэтому в ужасных событиях, произошедших в ту мрачную субботу, виноваты не только палестинцы. Израильские руководители, а именно Нетаньяху, предпочли оставить этот вопрос без внимания. Он, должно быть, планировал сдержать атаку ХАМАСа, а затем использовать ее для пожизненного разделения сектора Газа и Западного берега, убив тем самым идею двух государств.
Игра Нетаньяху в сдерживание оказалась роковой ошибкой Израиля, в результате которой примерно половина израильтян, убитых 7 октября, как полагают, были застрелены израильскими военными, а не палестинцами. Только безумный охотник может охотиться на дикого быка в своем доме, не обращая внимания на то, какой ущерб он нанесет мебели и, возможно, членам семьи, находящимся дома. 7 октября 2023 года Нетаньяху был тем самым безумным охотником.
Несмотря на скорбные и ликующие голоса, звучавшие в этот день с палестинской стороны, неоспоримым фактом является то, что 7 октября стало настолько трагичным для палестинцев, что они без колебаний назвали этот день «второй Накбой» (в переводе с арабского — катастрофа), ссылаясь на события 1948 года и последующее провозглашение Израиля. Если вначале почти половина палестинцев симпатизировала ХАМАСу и считала его действия героизмом, то с ростом числа погибших среди палестинцев общественное настроение начало меняться. В последнее время я слышал множество заявлений о том, как глубоко жители сектора Газа презирают ХАМАС и винят его во всем случившемся.
Многие израильтяне настаивают на том, что ООП должна была категорически осудить нападение ХАМАСа 7 октября. Этого не произошло. Однако она отмежевалась от ХАМАСа и дезавуировала его нападение. Она не могла сказать больше, чем осудить все нападения на гражданских лиц, независимо от того, кто они. В отсутствие израильской политики, исключающей гражданское население из конфликта, любое осуждение ООП может лишь ударить бумерангом, поскольку оно даст ХАМАСу и другим группировкам инструменты для очернения ООП и ее образа в палестинском общественном восприятии после многих лет политического тупика, продолжающихся нападений израильских поселенцев на палестинских гражданских лиц и безостановочных вторжений израильской армии в города и лагеря беженцев на Западном берегу. Эти действия израильского правительства оставили мало места для палестинских голосов разума, чтобы возобладать. Однако президент Махмуд Аббас заявил президенту Венесуэлы Николасу Мадуро через несколько дней после начала войны, что политика и действия движения ХАМАС не представляют палестинский народ.
Нетаньяху был доволен ростом еврейского фундаментализма и позволил бывшим нарушителям закона, таким как Бен-Гвир и Смотрич, войти в его правительство и стать ключевым фактором и решающим элементом, обеспечивающим его политическое выживание. Чтобы завершить карту фундаментализма и объединить исламистских и еврейских радикалов в единую адженду, выступающую против решения о двух государствах, Нетаньяху попросил катарцев финансировать ХАМАС, начиная с 15 миллионов долларов, а затем 30 миллионов долларов ежемесячно, исключая при этом любой механизм контроля, который бы проверил, куда уходят деньги. Финансирование ХАМАСа и покупка его молчания на катарские доллары не представляли для Нетаньяху никакой проблемы, поскольку он был сосредоточен только на одной цели: ликвидации решения о двух государствах и окончательном отторжении сектора Газа от Западного берега, чтобы навсегда оставить его под прямым или косвенным контролем Израиля. Неудивительно, что уже появились планы по повторному заселению сектора Газа. Эти идеи пагубны как для палестинцев, так и для израильтян и возвращают их к исходной точке.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда