После долгих, можно сказать изнурительных, переговоров между Ливаном, точнее «Хезболлой», и Израилем, завершившихся 27 ноября, было достигнуто соглашение о прекращении огня сроком на 60 дней. Об этом заявили президенты США и Франции. В течение этого срока, при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, Израиль обязуется вывести свои войска с юга Ливана, а боевики «Хезболлы» — покинуть приграничные районы, уступив место военнослужащим ливанской армии и миротворцам ЮНИФИЛ.
Согласно договоренности, шиитская террористическая организация отказывается продолжать вооруженное «сопротивление», ранее увязывавшееся с прекращением боевых действий Израиля против ХАМАСа (в секторе Газа). Ослабленная в результате конфликта «Хезболла» начала терять влияние как внутри Ливана, так и на международной арене. Израиль, в свою очередь, предостерег ливанцев от возвращения в районы, где пока размещены его войска, и оставляет за собой право нанести удар, если «Хезболла» нарушит условия перемирия.
Эта жесткость объясняется тем, что в ходе конфликта с «Хезболлой» Израиль нанес Ливану значительный урон: погибло более 3760 человек, около восьми тысяч были ранены, а 1,2 миллиона граждан страны стали беженцами. Межконфессиональная напряженность в стране усилилась: бывшие союзники начали относиться друг к другу с недоверием и даже враждебностью. Ослабление позиций шиитской общины привело к оживлению повстанческих группировок в Сирии, за которыми стоит Турция.
Исторические противоречия между шиитами и суннитами вновь стали актуальны. Эти конфликты имеют глубокие корни, связанные с борьбой за контроль над регионами, лежащими на пересечении торговых путей. Сегодня ситуация осложняется вмешательством новых игроков — Евросоюза, США, России, Китая и Индии — которые преследуют свои интересы, включая борьбу за энергоресурсы.
На следующий день после объявления перемирия джихадистская группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ) неожиданно начала наступление. Под её контролем долгое время находился Идлиб, где она накапливала силы. Связанная с формированиями «Свободной сирийской армии», ХТШ предприняла масштабную операцию, объединившись с другими оппозиционными силами. Их наступление на Алеппо получило кодовое название «Операция по предотвращению агрессии». Боевики срывают портреты Али Хаменеи и Башара Асада, демонстрируя протест против иранского влияния.
В результате атаки оппозиции верные правительству войска, включая российские контингенты, начали отступать. Была захвачена база 46-й бригады сирийской армии и стратегически важные города, включая Алеппо и Саракиб. Взятие этих районов усилило контроль оппозиции над ключевыми территориями. Одновременно протурецкие туркоманские группы атаковали курдские формирования в районе Тель-Рифата. Конфликт приобретает межэтнический и межконфессиональный характер, что усиливает угрозу масштабного регионального противостояния.
Наступление ХТШ совпало с активизацией взаимодействия с Украиной. По данным Octagon, ГУР Украины обучает боевиков управлению боевыми БПЛА для координации действий против сирийской армии и российских войск. Иранские источники утверждают, что противники режима Башара Асада действуют в синхронизации с ударами Израиля по объектам КСИР в Сирии.
Сирийский кризис снова обострился. Оппозиция заняла 16 деревень в мухафазе Хама и приближается к Дамаску. В столице отмечены столкновения между группировками. Турция может воспользоваться моментом, чтобы начать операцию против курдских СДС на севере Сирии. Президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил о необходимости возвращения сирийских беженцев на родину.
Башар Асад, прибыв в Москву, вероятно, запросил помощь, однако Россия вряд ли сможет предоставить значительные ресурсы, учитывая СВО. Таким образом, Ближний Восток вновь оказался на пороге масштабного передела, и в ближайшем будущем его карта может претерпеть существенные изменения.