Свобода под надзором

Свобода под надзором
Министр связи Шломо Кархи на пленарном заседании Кнессета, 30 октября 2024 г. Фото: Dani Shem-Tov/Knesset

Свобода слова — враг! Этот лозунг, похоже, движет израильской правительственной коалицией на пороге зимы. Сначала был введен запрет на рекламу госучреждений в газете «Гаарец». Причина? Очевидно, заявление генерального директора газеты, в котором члены террористических организаций на Западном берегу приравниваются к «борцам за свободу».

Многие журналисты газеты осудили это заявление, но соблазн был слишком велик. На самом деле министр связи Шломо Кархи уже давно рассматривал подобную меру, ссылаясь на «пораженческую и вводящую в заблуждение пропаганду», которую, по его словам, распространяла газета. Очень активный министр не остановился на достигнутом. Он выступает за законопроект о приватизации государственного телерадиоканала Kan в течение двух лет.

И здесь предлог очевиден: этот канал дорого обходится государственному бюджету. Более того, правительство хочет развивать конкуренцию в СМИ. Благородное стремление, но на самом деле за ним скрывается желание заставить замолчать редакцию, которую считают «слишком левой».

Как будто этого недостаточно, другой законопроект направлен на то, чтобы лишить независимый институт возможности измерять рейтинги аудитории. Цель Шломо Кархи и его единомышленников ясна: ослабить все другие вещательные СМИ в пользу бибистского «14 канала».

Это наступление на свободу прессы не единично. В последние несколько недель коалиция активизировала свои инициативы по возобновлению судебной реформы, укреплению иммунитета членов Кнессета, которые таким образом могут избежать расследования, и так далее.

И последнее по порядку, но не по значению: члены коалиции оказывают безумное давление на юридического советника правительства, который виновен в том, что хочет соблюдать закон. Цель ясна, и Шломо Кархи, как всегда, бесстыдно выразил ее на встрече с депутатами: «Мы избраны народом, мы можем изменить режим, если захотим».

Мы поняли. Цель этого наступления, этого законодательного блицкрига — свести к минимуму все системы сдержек и противовесов, начиная с прессы и судебной системы. И это в то время, когда общество, измученное 14 месяцами войны, менее склонно выходить на улицы, чем раньше.

Часто выдвигается и другое, дополнительное объяснение: с помощью этих планов правительство отвлекает внимание от расследований любопытной практики канцелярии премьер-министра.

Тем временем солдат убивают каждый день, а в тюрьмах ХАМАСа удерживают 101 заложника, живых или мертвых. Но это, пожалуй, менее важно, чем заставить замолчать тех, кто не намерен жить под домашним арестом.

Times of Israel  français, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи