Время пришло
Ветер дует им в спину. Активисты, кричащие о создании Большого Израиля, хотят, чтобы правительство аннексировало Газу, Иудею и Самарию. Бывший посол США в Израиле Дэвид Фридман опубликовал манифест.
Газа больше не входит в число экзистенциальных угроз Израилю. По словам Джареда Кушнера, этот клочок земли с взлетно-посадочной полосой будет превращен в Вегас с морским побережьем. «Хезболла» изнемогает, но полицейских акций, аналогичных американской войне с наркокартелями, должно хватить. Иран — это все разговоры, пока администрация Трампа и женщины Ирана не свергнут своих обидчиков. Хуситы заняты тем, что обогащаются за счет шантажа и откупов от судоходных магнатов. Ирак — это политический и военный бардак. Сирия едва выживает как жизнеспособное государство, не имея достаточных вооруженных сил, чтобы противостоять повстанческим силам. Страны Персидского залива превращаются в диснеевские парки развлечений на Ближнем Востоке. Лидеры Демократической партии выглядят жалкими, партия в клочья, и у нее нет четкого мессиджа.
Эта кипящая кастрюля подкрепляет упорство религиозных сионистов, ультранационалистов и евангелистов в осуществлении их мечты о расширении государства за пределы границ царств Давида и Соломона. Воображение рисует им еврейские общины от ливанской реки Литани до Эйлата, от Средиземного моря через Газу до восточной границы Иорданской долины, примыкающей к Иордании. Фридман говорит только о Газе. Разворачивающиеся события делают возможным все, что угодно, включая принуждение Франции к миру в Ливане, хаос в Сирии, заполнение президентом Дональдом Трампом важнейших постов в правительстве США политически жесткими правыми, а в Израиле мало кто, кроме судебной власти, готов бросить вызов премьер-министру Нетаньяху.
Манифест
Члены команды, ответственной за исторические Авраамовы соглашения, — провидцы. Бывший посол США в Израиле Дэвид Фридман был одним из ключевых членов команды. Все они заслуживают, как минимум, Нобелевской премии мира. Авраамовы соглашения настолько необходимы, что пережили варварское нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября, жестокие бои в Ливане, нападения в Красном море и военные столкновения Израиля с Ираном. «Одно еврейское государство» — это манифест Дэвида Фридмана о том, куда двигаться дальше Ближнему Востоку.
Фридман призывает покончить с головоломкой решения о двух государствах. Фридман убежден, что одно государство, управляемое евреями, Израиль, — это единственное решение, способное обеспечить стабильность и мир на Ближнем Востоке. Его позиция разочаровывает. Ей не хватает видения. Фридман предлагает американское правление в Пуэрто-Рико в качестве модели для правления Израиля одним государством. Он не дает покоя врожденному стремлению к самоопределению и национальной гордости, движущим палестинцами. Он и «Симпатикос» горячо верят, что палестинцы жаждут крови евреев гораздо больше, чем национального государства. Решение о двух государствах было неудачным тезисом со времен колониальной Британии и до «сделки века» Дональда Трампа в 2020 году. Их собственное государство будет обучать и вооружать террористов, чтобы стереть Израиль с лица земли. Фридман ссылается на опрос, согласно которому 85% палестинцев согласны с ХАМАСом по поводу 7 октября. Он вздыхает: «Возможно, этим все сказано».
В последней главе Фридман утверждает, что Израиль пытался жить в мире, бок о бок с палестинцами Газы с 2005 года; у них было местное самоуправление и экономическая независимость, чтобы построить процветающую, миролюбивую, палестинскую жемчужину на море. Вместо этого террористы взяли власть в свои руки: «Мы не можем повторить ошибку Газы». Только государство, управляемое евреями и управляющее палестинцами, может защитить себя.
Посол Фридман игнорирует тот факт, что Израиль живет в мире с Египтом, Иорданией, Сирией, Турцией и странами Персидского залива. Книга была бы более актуальной, если бы Фридман исследовал и раскрыл причины патриотизма израильских друзов. Каковы составляющие успешного сосуществования с арабами Абу-Гоша, черкесами, друзами и бедуинами? Как Израиль может заставить эту формулу работать с палестинцами? Как Израиль может добиться того, чтобы эта формула работала с палестинцами? В Израиле находится 97 посольств, большинство из которых были открыты после подписания соглашений в Осло. Попытки установления мира увенчались успехом. Фридман игнорирует этот мирный прогресс.
Он утверждает, что в Большом Израиле палестинцы будут управляться так же, как США управляют жителями Пуэрто-Рико. Это его модель сосуществования. Но испанским и американским колонизаторам потребовалось около 300 лет, чтобы вытеснить всякое понятие о самоопределении и национализме. В этом им помогли массовые убийства. Правительство США содержит армейские и военно-воздушные базы, а Национальная гвардия по своему усмотрению переводится на федеральный уровень. Пуэрториканцы хотят получить статус штата, но американцы отказываются.
Что, как считает посол Фридман, Израиль готов сделать со своими палестинцами: истребить, депортировать, предложить гражданство, включая израильские паспорта? Разрешить свободное передвижение и гражданские права? Управлять системой здравоохранения, школами и экономикой? Предоставить полицию для поддержания гражданского порядка и мира на улицах. Мы почти не делаем ничего из этого для арабо-израильских общин. Готов ли Израиль разместить солдат в палестинских кварталах на постоянной основе? Заниматься этническими чистками? Будет ли мир ускользать от нас еще 250 лет, пока самоопределение и национализм не будут вытравлены из палестинского этноса?
Вывод
Самый вопиющий недостаток «Одного еврейского государства» заключается в том, что Фридман игнорирует тот факт, что де-факто одно еврейское государство правит Иудеей и Самарией, более или менее, уже 57 лет. Палестинцы и мировые лидеры называют это «оккупацией». Обе стороны документально подтвердили масштабы этого правления. Ответственный обзор подробно изложен в статье от 28 мая 2024 года для Совета по международным отношениям под названием «Кто управляет палестинцами?».
Даниэль Гордис в одной из своих книг рассказывает историю о коллеге, популярной, мягко говоря, преданной своему делу учительнице-палестинке. Они были дружны, и он спросил ее мнение о конфликте. Перефразируя, она спокойно ответила, что завоеватели приходили и уходили через Палестину на протяжении веков, и однажды евреи тоже уйдут. Видение Фридмана о едином государстве, управляемом евреями, обрекает Израиль на еще 250 лет «оккупации». Он утверждает, что это «последняя надежда на разрешение палестино-израильского конфликта». В книге нет того видения, которое Фридман и его коллеги привнесли в Авраамовы соглашения. Мы ожидали от него гораздо большего.
Times of israel, перевод Ильи Амигуда