| Шуки Фридман
Шуки Фридман

Еще один шаг к государству Галахи

Еще один шаг к государству Галахи
Раввинский суд Иерусалима Фото: Miriam Alster/Flash90

Законопроект, обсуждаемый в настоящее время в конституционном комитете Кнессета, должен позволить раввинским судам выступать в качестве арбитров в финансовых спорах. Утверждается, что этот шаг призван дать возможность тем, кто хочет выносить решения в рамках государственной системы, основанной на еврейском праве (Галахе). Однако на практике это еще один шаг к созданию параллельной правовой системы, основанной на Галахе. Это предложение может нанести серьезный ущерб женщинам и другим уязвимым сторонам в религиозной общине, еще больше расширить возможности раввинских судов и создать дополнительную нагрузку на систему, которая и так испытывает большие трудности с рассмотрением дел. По всем этим причинам данное предложение должно быть отклонено.

Как все остальные религиозные евреи, я ежедневно молюсь о восстановлении судей «как в былые времена», что выражает желание иметь правовую систему, основанную на еврейском законе. Действительно, авторитет еврейского права в Израиле находится на высоком уровне. Раввинские суды выносят решения в соответствии с ним, он включен в решения гражданских судов, и на его основе работают десятки частных судов. Тем не менее, недавнее предложение о предоставлении раввинским судам полномочий на вынесение решений по финансовым спорам — это вредная инициатива, которая, если будет принята, негативно скажется на судящихся, раввинских судах, еврейском праве и государстве.

История вопроса. Примерно 20 лет назад раввинские суды выступали в качестве арбитров в финансовых спорах. Спрос на их услуги в этом качестве был невелик. В 2006 году постановление Амира лишило их этих полномочий. С тех пор сторонники еврейского права в Израиле пытаются отменить это решение с помощью законодательства. Их аргументы: разрешение религиозным людям разбирать финансовые споры в раввинских судах, действующих в соответствии с Галахой, обеспечит высококачественную юридическую услугу, соответствующую их убеждениям; такие решения будут способствовать развитию еврейского права и продвижению видения еврейской правовой системы как части еврейской идентичности государства; процесс будет полностью добровольным, и многое другое.

Однако эти аргументы либо игнорируют реальность, либо затушевывают более значимую, глубинную цель этой законодательной поправки. Даже в своем нынешнем виде поправка будет иметь пагубные последствия и нанесет значительный ущерб правам человека. Хотя она якобы опирается на взаимное согласие, как и любой арбитраж, в религиозных общинах это согласие часто дается под сильным давлением со стороны общины. Особенно это касается случаев, когда между сторонами существует дисбаланс сил. Предоставление раввинским судам, поддерживаемым государством, права использовать национальные символы и инструменты в таких разбирательствах усилит запугивание более слабых сторон — как правило, женщин. И это в системе, лишенной женского представительства, где права женщин не являются приоритетными.

Аргумент в пользу предоставления юридических услуг на основе еврейского права и содействия его развитию также не выдерживает критики. Сегодня десятки частных «денежных судов» работают в соответствии с Галахой, предлагая услуги тем, кто за ними обращается. Эти суды создают огромный массив постановлений, галахических ответов и статей, развивающих еврейское право и его применение к современным правовым проблемам. Кажется, что еврейское право никогда не процветало так обильно, как сегодня.

На системном уровне предлагаемая поправка будет иметь широкомасштабные вредные последствия. Раввинские суды — это государственные судебные учреждения. Если они превышают свои полномочия, то их решения подлежат пересмотру Верховным судом. Такое подчинение ранее приводило к конфликтам между Багацем и раввинскими судами, особенно в вопросах личного статуса. Расширение юрисдикции раввинских судов на дополнительные области только усилит участие Верховного суда в принятии раввинских решений, в том числе галахических. Это повредит обеим системам и нанесет ущерб правовому ландшафту Израиля.

Наконец, как признавали некоторые сторонники закона на протяжении многих лет, предоставление раввинским судам полномочий по арбитражу финансовых споров является лишь промежуточным шагом. Следующая цель — уравнять их статус с гражданскими судами в этих вопросах. Это приведет к созданию в Израиле двух практически полноценных правовых систем: одна будет действовать в соответствии с израильским гражданским законодательством, а другая — в соответствии с Галахой. Иными словами, раввинские суды и Галаха станут законом страны, приблизив Израиль к статусу религиозного государства.

Еврейское право — краеугольный камень еврейского государства. Однако для того, чтобы Израиль оставался демократическим государством, уважающим равенство и другие права, мы должны избегать дальнейшего нарушения баланса между этими основами путем создания религиозной альтернативы государственному закону. Если эта траектория продолжится, права многих будут ущемлены, а Израиль приблизится к превращению в государство Галахи.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи