Во французской политике он был разъединяющей и разъедающей силой во французской политике, и большинство избирателей не будут скучать по нему.
Жан-Мари Ле Пен был основателем Национального фронта и одной из главных фигур правого движения в современной Франции, который потворствовал ксенофобии, расизму и ресентименту.
Ле Пен, скончавшийся 7 января в возрасте 96 лет, пять раз баллотировался в президенты в период с 1974 по 2007 год. В 2002 году он был очень близок к победе, опередив кандидата от социалистов, премьер-министра Лионеля Жоспена, в первом туре. Во втором туре он потерпел поражение от президента Жака Ширака. Тем не менее, он набрал почти 18% голосов, что стало ощутимым признаком социальных и экономических проблем, охвативших Францию.
Будучи защитником закона и порядка, а также традиционных ценностей, которыми дорожили его избиратели — рабочие и лавочники — он пропагандировал идею о том, что Франция отошла от своих галльских и римско-католических корней и остро нуждается в «очищении» и нативистской иммиграционной политике.
Отвечая критикам, он заявлял, что является патриотом, защищающим самобытность «вечной Франции».
Хуже того, он был апологетом режима Виши, который сотрудничал с нацистской Германией в преследовании евреев. И вообще, он редко упускал возможность выделить для порицания как евреев, так и мусульман.
Он был осужден не менее семи раз за разжигание расовой ненависти и искажение исторических фактов. И хотя он утверждал, что не является ни расистом, ни антисемитом, он говорил как антисемит, извергая желчь и ложь.
Он обвинил евреев в заговоре с целью «управлять миром». Он заявил, что «расы неравны». Он клеветал на «элитных» политиков, утверждая, что они находятся «на содержании еврейских организаций». Он преуменьшил последствия нацистской оккупации Франции, заявив, что она не была «особенно бесчеловечной».
А в 1987 году он заявил, что газовые камеры в нацистских лагерях уничтожения были всего лишь «деталью» в истории войны, что, возможно, стало его самым вопиюще оскорбительным высказыванием. Как он нелепо выразился, «если вы возьмете 1000-страничную книгу о Второй мировой войне, то концентрационные лагеря займут всего две страницы, а газовые камеры — 10-15 строк. Вот что называется деталью».
Суд в Мюнхене, решив, что он оправдывал Холокост, осудил и оштрафовал Ле Пена. В саркастическом ответе, характерном для его резкого и грубого характера, он сказал: «Теперь я понимаю, что Вторая мировая война — это деталь истории газовых камер».
Вопреки здравому смыслу, он постоянно повторял этот вредный комментарий о газовых камерах, вызывающе заявляя, что «ничуть» не сожалеет об этом. Это побудило его дочь, Марин Ле Пен, исключить его из партии и переименовать Национальный фронт в Национальное объединение.
Возмущенный односторонним шагом дочери, Ле Пен в 2016 году создал собственную партию Comités Jeanne («Комитеты Жанны») и остался депутатом Европарламента.
В 2017 году он обрушился на певца-еврея, который критиковал Национальный фронт. «В следующий раз мы засунем его в печь», — прорычал Ле Пен, которому было предъявлено обвинение в разжигании расовой ненависти.
Будучи фанатиком с равными возможностями, он очернял и мусульман, за что неоднократно был осужден по тому же обвинению.
Ле Пен, чье мировоззрение и грубые комментарии напомнили наблюдателям о глубоком антисемитском напряжении во французской политике, стал политиком в 1956 году, вступив в боровшуюся за снижение налогов партию Пьера Пужада. До этого он служил десантником в Иностранном легионе в Индокитае и офицером разведки в Алжире.
То, что он тяготел к Пужаду, вряд ли было случайностью.
Пужад, поддержав в 1936 году левое правительство Народного фронта Леона Блюма, переметнулся к правым радикалам и стал последователем протофашиста Жака Дорио. Поначалу он поддерживал коллаборационистский режим Виши Филиппа Петена, но после того, как Германия оккупировала всю Францию, переметнулся на другую сторону и вступил в ряды французских ВВС.
В 1956 году Пужад был оштрафован на сумму, эквивалентную 40 000 долларов, после того как его признали виновным в разжигании расовой ненависти в связи с публикацией двух антисемитских статей в его периодическом издании «Французское братство». Обвинения против Пужада были выдвинуты Движением против антисемитизма и за мир и Еврейскими ветеранами войны Франции.
Под влиянием этноцентрических идей Пужада Ле Пен в 1972 году основал Национальный фронт. Он ушел в отставку в 2011 году, передав бразды правления Марин Ле Пен, гораздо более прагматичному человеку.
Постепенно дистанцируясь от токсичной платформы отца, она осудила антисемитизм и сплотилась вокруг Израиля. Ее осуждение «погромов на израильской земле» после вторжения ХАМАСа на юг Израиля 7 октября 2023 года нашло понимание в некоторых кругах. Однако многие расценили это как тактику, направленную на то, чтобы отдалить Национальное объединение от его неблаговидных истоков.
Как написал один из обозревателей, «поддержка Израиля со стороны Марин Ле Пен была воспринята некоторыми комментаторами как определенный политический оппортунизм. Она уже давно стремится «нормализовать» свою партию и отойти от своего антисемитского прошлого, которое считалось тормозом для новых политических амбиций партии».
К всеобщему удивлению, она пообещала защитить французских евреев от исламизма, потенциально опасной силы, если ее не контролировать. Как сказал Жордан Барделла, президент ее партии, «для многих французских евреев Национальное объединение — это щит от исламистской идеологии».
Марин Ле Пен явно пытается расширить базу своей партии, чтобы иметь реальный шанс стать президентом на следующих выборах. Теперь, после смерти отца, она может сосредоточиться на достижении этой цели.
Times of Israel, перевод Якова Скворцова