Выселение из Газы? Трамп против истории (и самого себя)

Выселение из Газы? Трамп против истории (и самого себя)

Как вы назовете политического лидера, который настаивает на депортации миллионов нелегальных иммигрантов из своей богатой страны, которые отчаянно хотят там находиться, но при этом настаивает на том, что на другом конце света две бедные страны должны принять пару миллионов человек, которые не хотят эмигрировать в эти страны? Такова «иммиграционная политика» президента Трампа. Я оставляю на ваше усмотрение наиболее подходящее уничижительное выражение для такой самопротиворечивой политики.

Но давайте не будем обращать внимания на почти оксюморонный элемент в его подходе. Самое вопиющее в нем — это отсутствие историчности, а с точки зрения самого Трампа — самооправдание!

Когда Израиль был создан, он сразу же оказался втянут в войну с арабами. Теперь такой войны нет, потому что арабские страны либо подписали мирные договоры с Израилем (Египет и Иордания), либо достигли официальных «соглашений» с еврейским государством, либо нейтрализованы в военном и политическом отношении (Сирия и Ливан). Иран стал главным врагом Израиля — но он не является (и никогда не был) «арабом». ХАМАС и «Хезболла», единственные реальные трансграничные угрозы Израиля, являются сателлитами Ирана.

Таким образом, мы имеем в основном израильско-палестинский конфликт. И именно здесь мы вновь возвращаемся к проблеме иммигрантов — хотя она и «упакована» как проблема беженцев. Следует прояснить два момента:

1) Сотни тысяч (теперь уже несколько миллионов, включая потомков) палестинцев действительно покинули свою родину или были вытеснены с нее во время израильской Войны за независимость в 1948 году. Они поселились в основном в Иордании, Сирии и ливанских лагерях беженцев.

2) Из десятков миллионов беженцев по всему миру в эпоху после Второй мировой войны все до единого относительно быстро влились в новое общество, в котором оказались, — за исключением одного народа: палестинцев. Они уже более 75 лет мучаются в убогих лагерях беженцев — в пределах границ своих арабских собратьев (в отличие от миллионов других беженцев, которым пришлось интегрироваться в этнически, религиозно или культурно чуждое общество). Причина? Палестинцев можно было использовать в качестве потенциальной дубины для поддержания конфликта, а арабские страны обещали им в итоге «возвращение домой» (многие до сих пор носят ключи от своего покинутого дома).

Учитывая этот исторический фон, требование Трампа о том, чтобы еще больше арабских беженцев перебрасывалось в соседние страны, в лучшем случае тупо, а в худшем — контрпродуктивно! Поскольку его главной целью является «установление мира на Ближнем Востоке», ничто не может быть более вредным для этой цели, чем отправка миллионов новых несчастных беженцев в эти арабские страны, которые и так страдают от нищеты. Действительно, в случае с Иорданией проблема стоит еще более остро. В Хашимитском королевстве проживает «неправильное» этническое большинство: палестинцы! Добавление еще одного миллиона человек, вероятно, приведет к гражданской войне (как в Сирии в последнее десятилетие) или революции (как в Сирии пару месяцев назад). Вряд ли это рецепт мира на Ближнем Востоке.

Есть ли решение проблемы палестинских беженцев? Да, но оно подразумевает решение на основе двух государств — ведь если будет создано невоюющее государство Палестина, и оно будет хорошо управляться (привлекая арабские инвестиции), это станет главным привлекательным фактором для многих из тех беженцев, которые десятилетиями живут здесь, чтобы наконец вернуться (если не «домой», то хотя бы на свою «родину»). В самом деле, это убило бы двух зайцев одним выстрелом — ведь такая Палестина будет также управлять Газой, позволяя жителям Газы оставаться на месте и восстанавливать город, одновременно сводя на нет власть ХАМАСа.

Все это не произойдет в одночасье: потребуется множество перемен — перевоспитание палестинцев в отношении прав евреев на их родину; демилитаризация Палестины (Западного берега и Газы); ликвидация международных институтов (например, БАПОР), смысл существования которых заключается в том, чтобы держать беженцев в зависимости от внешнего довольствия; масштабное строительство, чтобы дать беженцам возможность вернуться.

В Вашингтоне, на недавней встрече с Биби, Трамп объявил о своем плане «захвата Газы» Америкой. Никаких подробностей не последовало, главным образом потому, что это противоречило бы нескольким международным законам, не говоря уже об отправке большего количества американских войск за границу — что явно противоречит его заявленной неоизоляционистской внешней политике. Еще одно противоречие, если хотите. Однако гораздо хуже была бы попытка сунуть миллионы беженцев в кипящий ближневосточный котел, добавив к оскорблению (насильственное изгнание миллионов людей со своей земли) травму (дестабилизация двух дружественных Америке арабских стран).

Если президент Трамп действительно серьезно настроен начать процесс, который имеет хоть какие-то шансы на то, что в конечном итоге ему присудят Нобелевскую премию мира, его подход должен быть вычитанием, а не сложением: ликвидировать статус беженцев для миллионов палестинцев, а не наоборот.

Times of Israel, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи