На протяжении столетий христианство и ислам признавали, что город Иерусалим был столицей Царства Давида, местом, где Первый еврейский храм был разрушен вавилонянами, а Второй еврейский храм — римлянами, центром еврейской веры, местом, к которому все евреи во всем мире обращаются в молитве три раза в день.
Это факты и история, но достаточно ли этого, чтобы дать Израилю и еврейскому народу законные права на Иерусалим в соответствии с международным правом?
Этот вопрос следует рассматривать исключительно с юридической точки зрения, абстрагируясь от религиозной перспективы и политических интриг.
Некоторые элементы международного права, которые следует определить
Что такое международное право? Источниками международного права являются договоры, обычное право, общие принципы права, доктрина, судебные решения и обязательные решения международных организаций. В случае конфликта между государствами признанный орган ООН, Международный суд, наделяется полномочиями честно и справедливо судить дело, когда оно передается на рассмотрение сторонам; члены ООН должны признать это решение. Поэтому знакомство с нормами международного права имеет первостепенное значение. Вот некоторые из них, которые помогут оценить правовой статус Иерусалима.
Международное право признает, что:
- мандаты, созданные Советом Лиги Наций в соответствии с Пактом, имеют обязательную силу;
- резолюции Генеральной Ассамблеи (ГА ООН) ООН не являются обязательными, это всего лишь рекомендации;
- консультативные заключения Международного суда (МС) являются рекомендациями, они не имеют обязательной юридической силы. Решения Международного суда являются обязательными, когда два государства ООН подают иск туда;
- резолюции Совета Безопасности (СБ ООН), принятые в соответствии с главой VI, являются не решениями, а рекомендациями; они политически мотивированы, не обязательно отражают истинное и точное изложение международного права;
- резолюции Совета Безопасности, принятые на основании главы VII, являются юридически обязательными, все государства ООН должны их выполнять;
- обычное международное право признает доктрину «uti possidetis iuris». Это означает, что границы новых государств, возникших на основе подмандатных территорий или колоний, устанавливаются на основе территориальных границ, существовавших на момент обретения независимости. Вновь созданное образование имеет правовую претензию на суверенитет над всем территориальным образованием;
- обычное международное право признает недопустимость приобретения территории путем агрессивной войны;
- линии прекращения огня, определенные в рамках соглашений о перемирии, имеют юридическое значение, однако они не определяют постоянные международные границы.
Применение международного права для оценки правового статуса Иерусалима
В 1517-1919 гг. законным сувереном Иерусалима была Османская империя. Турки проиграли Первую мировую войну союзникам; они подписали договоры (Версальский 1919 г., Лозаннский 1923 г.), в которых отказались от своих прав собственности. На арабских землях, ранее находившихся под властью Османской империи, Лига Наций создала три юридические единицы, названные подмандатными территориями, чтобы помочь управлять ими и трансформировать их в современные государства. Мандаты на Сирию и Месопотамию были направлены на благо коренных народов. Мандат на Палестину, напротив, был создан для того, чтобы превратить ее в национальный дом для еврейского народа в «знак признания исторической связи еврейского народа с Палестиной и оснований для восстановления его национального дома в этой стране» (Преамбула Мандата на Палестину).
24 июля 1922 г. состоялась голосование по мандату на Палестину; согласно международному праву, Лига Наций дала законное право на «плотное поселение евреев» на территории, включавшей все западное и восточное побережье до реки Иордан (включая нынешнее Иорданское королевство). Однако ст. 25 Палестинского мандата давала Великобритании право препятствовать еврейскому поселению на восточной стороне реки Иордан. 16 сентября 1922 года Великобритания воспользовалась этой привилегией; 78% нетронутой подмандатной территории было законно отторгнуто и подарено арабу из Хашимитской династии, внуку короля Хусейна из Мекки (чужеземцу в этой местности). Были созданы Восточная Палестина для арабов и Западная Палестина для евреев. Вся территория к западу от реки Иордан, включая Иерусалим, Иудею, Самарию и Газу, оставалась за евреями для «плотного расселения». Насилие со стороны арабов привело к тому, что 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за знаменитую резолюцию 181. Эта резолюция рекомендовала разделить оставшиеся 22% нетронутой территории на еврейское и арабское государства, а Иерусалиму придать международный статус. С юридической точки зрения, ГА ООН 181 и все последующие ГА ООН, связанные с этим вопросом, не имеют юридической силы. Они не имеют юрисдикции для преодоления предыдущего юридического закрепления территории к западу от реки Иордан за еврейским народом до тех пор, пока он официально не откажется от него.
14 мая 1948 года Великобритания прекратила действие своего мандата на Палестину, и на следующий день было создано независимое государство Израиль. Применение принципа «uti possidetis iuris» наделило новообразованное государство Израиль законными правами на полный суверенитет над территорией бывшего Палестинского мандата, включая Иерусалим и Иудею-Самарию. Во время Войны за независимость иорданский легион пересек международную границу, захватил Старый город Иерусалима (этнически очистив его от всех евреев) и часть Иудеи и Самарии. В ноябре 1949 года на Родосе было подписано соглашение о прекращении огня между Израилем и Иорданией, согласно которому «зеленая линия» разделила арабские и еврейские войска. Эта линия не создавала новой правовой реальности на земле; Иордания не имела никаких дел за рекой Иордан и была незаконным оккупантом. Применение принципа «недопустимости приобретения территории в результате агрессивной войны» не позволяло Иордании осуществлять какие-либо законные притязания на суверенитет над Старым городом Иерусалима и Иудеей-Самарией.
В июне 1967 года, по окончании Шестидневной войны, Израиль контролировал Иерусалим и Иудею-Самарию. Эта территория, незаконно оккупированная арабской Иорданией в течение 19 лет, была частью земли, отданной международным правом еврейскому народу и впоследствии государству Израиль. Таким образом, Израиль имеет законное право осуществлять свой суверенитет над этой территорией. Следовательно, нет абсолютно никакой юридической необходимости аннексировать Иерусалим. Необходимо лишь осуществить суверенитет, а это достигается путем принятия решения о применении израильского законодательства.
В ноябре 1967 года была принята резолюция СБ ООН 242, но не на основании главы VII. В этой рекомендации «подчеркивалась недопустимость приобретения территории путем войны»; в ней «подтверждалось, что выполнение принципов Устава ООН должно включать применение принципа вывода израильских вооруженных сил с территорий, оккупированных в ходе недавнего конфликта». Чьи территории оккупировали израильские вооруженные силы, пересекая международные границы соседних стран?
- Египетские? Да, Израиль оккупировал Синай в ходе оборонительной войны.
- Сирийские? Да, Израиль оккупировал Голанское плато в ходе оборонительной войны.
- Восточный Иерусалим, принадлежащий Иордании или любому другому арабскому образованию? Нет, Восточный Иерусалим юридически не принадлежит Иордании, поскольку Иордания была незаконным оккупантом. Ни одно другое арабское образование не имело на него никаких прав.
Все последующие многочисленные резолюции СБ ООН, включая последнюю печально известную резолюцию СБ ООН 2234 от декабря 2016 года, основаны на резолюции СБ ООН 242. Эта резолюция не была принята в соответствии с главой VII, она не имеет обязательной юридической силы, и принцип «недопустимости приобретения территории путем войны» в отношении Иерусалима в первую очередь распространяется на Иорданию, незаконного оккупанта Восточного Иерусалима в период с 1949 по 1967 год. Чтобы заявить о законном суверенитете над всем Иерусалимом, нет необходимости ссылаться на аргументы типа «СБ ООН 242 не упоминал об уходе со всех территорий, оккупированных в ходе недавнего конфликта, а только с территорий, то есть с некоторых территорий, а не со всех» или апеллировать к аргументам типа «Иерусалим был приобретен в ходе оборонительной войны»; этот правовой момент должен быть отнесен к претензиям Израиля на Голаны.
Почему же международное сообщество снова и снова повторяет, что Восточный Иерусалим — это «оккупированная с 1967 г. палестинская территория», что Израиль нарушает международное право, когда устанавливает свой суверенитет над Старым городом и Храмовой горой? Почему большинство государств отказывается открывать свои посольства даже в Западном Иерусалиме? Считается ли суверенитет Израиля над Западным Иерусалимом незаконным и нарушающим международное право, как это утверждалось, когда Австралия рассматривала вопрос о создании своего посольства в Западном Иерусалиме?
Ответ довольно прост.
Международное сообщество», принуждаемое льстивой Лигой арабских государств и стремящееся угодить шантажу 56 стран Организации исламского сотрудничества (ОИС), все еще находится в 1947 году, с планом раздела в резолюции ГА ООН 181, которая рекомендовала 1) создать еврейское и арабское государства на территории Западной Палестины, предназначенной для поселения евреев; 2) интернационализировать Иерусалим с особым статусом corpus separatum. Международное сообщество не волнует, что резолюция ГА ООН 181 не имеет абсолютно никакой юридической силы в соответствии со ст. 10-15 Устава ООН. Оно настаивает на законности и международном праве только для того, чтобы засунуть свое политическое решение в глотку Израиля; принять политическое решение, которое, по их мнению, решит то, что они называют «проблемой Палестины». Так называемое международное сообщество прикрывается юридическими аргументами, но на самом деле действует только политическими интригами и шантажом. Именно по этой причине в резолюциях ООН юридические и политические аргументы смешиваются. Печально известный документ СБ ООН 2334 — вопиющий пример: он «подтверждает, что создание Израилем поселений на палестинской территории, оккупированной с 1967 года (sic), включая Восточный Иерусалим, не имеет юридической силы и представляет собой вопиющее нарушение международного права (юридический аргумент) и серьезное препятствие на пути достижения решения о двух государствах (политический аргумент) и справедливого, прочного и всеобъемлющего мира» (западная политическая иллюзия). Если юридический аргумент сам по себе обоснован и убедителен, не достаточно ли поставить под сомнение суверенитет евреев над Иерусалимом с юридической точки зрения, то зачем нужен еще и политический аргумент? Разве они не понимают, что их юридический аргумент не имеет силы и смысла, потому что нельзя побить роял-флеш (мандатную резолюцию Лиги Наций 1922 года) марьяжем королев и королей (ГА ООН и СБ ООН) и даже четырьмя тузами (все ГА ООН, все СБ ООН и консультативное заключение Международного Суда)!
После 1922 года не произошло ничего в международной юридической практике, что лишило бы еврейский народ и Израиль законных прав на Иерусалим. Факт в том, что резолюции СБ ООН, касающиеся Израиля, часто нарушают и даже попирают международное право. Рассмотрим концепцию «палестинской территории, оккупированной с 1967 года». Когда, как ни в 1967 году, существовало палестинское образование, чтобы его территория была оккупирована? В СБ ООН 242 ничего подобного не упоминается и нет даже отдаленного намека на это! Откуда взялось бы право какого-либо арабского образования на Иерусалим? Из незаконной арабской оккупации Иерусалима в течение 19 лет арабской Иорданией и последующей этнической чистки евреев? Потому что там живет некоторое количество арабов? В то время как 50 лет израильского присутствия, подкрепленного законным правом, не имеют никакого юридического содержания? В Иерусалиме Израиль никогда не применял статус военной оккупации. Поэтому обсуждение применения Женевской конвенции не имеет никакого значения. Существуют только юридические права на еврейский суверенитет, и ни одно арабское образование не имеет никаких юридических претензий, кроме политического шантажа.
Только 17 октября 2018 года в Европейском парламенте израильские официальные лица впервые представили этот юридический аргумент на международных дипломатических форумах, и эти усилия должны быть продолжены. Пришло время твердо и недвусмысленно подтвердить законные права Израиля на весь Иерусалим в соответствии с международным правом. Израиль должен воспользоваться импульсом, созданным администрацией Трампа, чтобы продвигать это дело на глобальных форумах, гарантируя, что оно останется прочно закрепленным, когда в будущем к власти придет администрация, потенциально менее благоприятная.
Что касается Иерусалима, то здесь нет международного права, а есть международная ложь, и повторение ошибочного аргумента о незаконности не обелит эту международную ложь».
Times of Israel, перевод Ильи Амигуда