Волна палестинизации, охватившая Запад, представляет собой самую большую угрозу для складывавшегося десятилетиями стремления палестинцев к тому, чтобы их воспринимали как нацию.
После 7 октября западное пропалестинское движение превратилось в хорошо организованную глобальную силу со структурой, финансированием и доступом к центрам власти.
Запад полностью «экспроприировал» палестинское дело: палестинский флаг больше не связан с палестинскими арабами — он используется в основном как западный культурный символ; стремление к палестинской государственности связано не с самоопределением палестинцев, а с западной концепцией «справедливости»; тяжелое положение палестинцев в Газе больше не связано с их индивидуальными правами человека покинуть зону военных действий и остаться в живых, но используется для защиты западных принципов, таких как противодействие этнической чистке.
Вопрос не в том, «что лучше для палестинцев?», а в том, «что лучше для западных сторонников палестинцев?».
Как говорится в моей книге The Assault on Judaism («Нападение на иудаизм»), палестинцы стали жертвами попытки нашей эпохи искоренить еврейство, которая осуществляется с помощью западной идеологии Israel-bashing: отрицание идеи иудаизма через отрицание идеи еврейского государства.
Поэтому термин «Палестина» был присвоен Западом с этой целью.
Это уже не первый подобный случай.
Путешествующий термин «Палестина»
Термин «Палестина» был изобретен римлянами. Изгнав евреев со своей земли, они переименовали Иудею в Палестину. С течением веков этот термин был принят самими евреями. Земля Израиля и Палестина стали синонимами.
Но в 1920-х годах Запад изменил значение этого слова. Арабы в Палестине в то время выражали свои коллективные настроения через зарождающееся Хашимитское арабское королевство Сирии. Они идентифицировали себя как сирийцы. Когда Франция захватила Сирию и покончила с арабским королевством, западные колонизаторы навязали арабам в Палестине новую идентичность под названием «палестинцы». Британский дипломат Марк Сайкс (участник соглашения Сайкса-Пикто) даже придумал для этой территории флаг.
Несмотря на то что арабы, живущие в Палестине, изначально отвергли эту колониальную идею создания идентичности, европейские державы культивировали идею палестинского национализма для продвижения своих собственных западных интересов: британцы — как противодействие евреям, немцы — как противодействие британцам, а после соглашений в Осло 1993 года ЕС и европейские правительства — как противодействие Государству Израиль и, соответственно, Америке.
Это сработало, и к началу XXI века стало ясно, что термин «Палестина», а также флаг Сайкса представляют национальное движение палестинских арабов.
Но в последние годы, и особенно после 7 октября, этот термин снова перекочевал из описания группы людей на Ближнем Востоке в описание абстрактной концепции на Западе.
Это, например, нашло отражение в фестивале «Палестина пишет» (Palestine Writes), который прошел в сентябре 2023 года в Пенсильванском университете. Американские студенты должны были написать не о тоске по земле, на которой они никогда не были и о которой мало что знают, а о таких понятиях, как: оккупация, подавление, несправедливость. Аналогично, президент Дональд Трамп, называя сенатора Чака Шумера «палестинцем», имеет в виду не на его этническое происхождение, а его идеологию.
Кто-то может цинично возразить, что повторное присвоение термина вполне законно. В конце концов, именно Европа «владеет авторскими правами» на термин «Палестина»: Римляне создали его, а британцы, французы и немцы его популяризировали.
А что насчет прав человека самих палестинцев?
Добровольная депалестинизация
Европейские угнетатели неоднократно отказывали палестинцам в их основных правах на личное самоопределение. Когда палестинцы хотели работать и обучаться на предприятиях, принадлежащих евреям, европейские правительства начали агрессивные кампании по закрытию этих предприятий, таких как SodaStream. Точно так же, когда палестинцы в Газе решили покинуть зону боевых действий, Запад не смог обеспечить им пути отхода, а теперь, когда президент Трамп представил такой план, западные страны выступают против него, фактически отказывая палестинцам в основном праве человека на выбор места жительства.
Возникает неизбежное столкновение: Европа и еврофильские круги в США заботятся исключительно о национальных правах палестинцев, даже ценой индивидуальных прав человека каждого палестинца. В то время как палестинцы, естественно, заботятся о своей личной безопасности, процветании и, собственно, правах человека.
Грубо говоря, европейцы и западные сторонники палестинцев дегуманизируют палестинцев.
Мы переживаем эпоху сейсмических перемен. Ближний Восток уже никогда не вернется к состоянию сентября 2023 года, и поэтому западные дипломаты и опытные миротворцы должны избавиться от унаследованных рамок и предположений, которые, возможно, были актуальны тогда, но сегодня являются препятствием на пути к миру.
В этой сфере есть золотая возможность отказаться от рамок, основанных на игре с нулевой суммой, таких как «земля в обмен на мир» и решение о двух государствах, и перейти к рамкам, основанным на взаимовыгодном сотрудничестве, таким как Авраамовы соглашения и план президента Трампа по переселению из Газы.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда