Парадокс беженцев

Парадокс беженцев
Пропалестинская демонстрация в Лондоне Фото: HENRY NICHOLLS / AFP

Все мы знакомы с планом президента Дональда Трампа «Ривьера Газы», который включает довольно возмутительное предложение (навсегда?) переселить жителей Газы в Египет и Иорданию. Ожидаемая реакция арабского мира заключалась в том, что этого никогда не произойдет. Министр иностранных дел Иордании Айман аль-Сафади заявил, что «палестинцы должны остаться на своей земле». Действительно, многие арабские официальные лица сравнивали предложение Трампа со второй Накбой (катастрофой) палестинского народа. Эта риторика заставила меня задуматься: если палестинцы из Газы не хотят покидать «свою землю», то «их земля» должна быть их домом. А если они уже дома на «своей земле», то почему они считаются беженцами? Почему они живут в лагерях беженцев?

Давайте сделаем шаг назад и посмотрим на историю конфликта между Израилем и Палестиной, чтобы проанализировать эти вопросы. В этом анализе есть две части: решение о двух государствах и палестинские беженцы.

Решение о двух государствах. В 1947 году Организация Объединенных Наций предложила разделить британскую подмандатную Палестину (территория, включающая современный Израиль, сектор Газа и Западный берег реки Иордан) на два государства: израильское государство для евреев и палестинское государство для арабов. Это была первая попытка решения проблемы двух государств. В то время как евреи приняли этот план раздела, арабы отвергли его и начали войну против зарождающегося еврейского государства, чтобы пресечь любые перспективы создания еврейского государства в этом регионе. Однако арабы потерпели неудачу в этой военной авантюре, в результате было создано еврейское государство на территории, которую сейчас принято называть Израилем до 1967 года. Палестинское государство на оставшейся территории (в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан) так и не было создано. Египет захватил сектор Газа, а иорданцы — Западный берег, и решение о двух государствах больше не стояло ни на чьей повестке дня. На повестке дня арабских государств в то время стояла задача уничтожения Израиля, что позволило бы палестинским арабам вернуться в свои дома на территории Израиля. Однако в 1967 году в ходе Шестидневной войны Израиль захватил сектор Газа и Западный берег реки Иордан, тем самым установив контроль над всей территорией британского Палестинского мандата. В то время как Израиль оккупирует Западный берег по сей день (с ограниченной властью Палестинской автономии в некоторых населенных пунктах), он полностью вывел войска из сектора Газа в 2005 году, и сектор стал самоуправляемым образованием (но без трансформации в государство).

Решение о двух государствах получило новый импульс после подписания соглашений в Осло в 1993 году и последующих мирных инициатив США. В общих чертах, решение о двух государствах, как предполагалось этими усилиями, предусматривало создание палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа, а Израиль оставался бы в границах, существовавших до 1967 года (с некоторыми корректировками). Хотя ни одна из этих попыток не принесла плодов, они закрепили на международной арене идею о том, что решение о двух государствах — это путь к миру в регионе и признанию политических устремлений палестинцев.

Беженцы. После Войны за независимость Израиля в 1948 году Организация Объединенных Наций создала Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) — для работы с палестинцами, которые либо бежали, либо были изгнаны из зарождающегося государства Израиль. БАПОР начало свою работу в 1950 году, когда оно удовлетворяло потребности около 700 000 палестинских беженцев. К 2023 году около 5,9 миллиона человек были зарегистрированы как имеющие право на получение услуг БАПОР. Из примерно 2,4 миллиона жителей сектора Газа около 1,6 миллиона являются палестинскими «беженцами». На Западном берегу реки Иордан зарегистрировано около 900 000 палестинских беженцев; примерно четверть из них проживает в «лагерях беженцев» БАПОР, а большинство остальных палестинских беженцев — в городах и деревнях Западного берега.

Возвращаюсь к поставленным выше вопросам: если палестинцы уже дома на «своей земле», то почему они считаются беженцами? Почему они живут в лагерях беженцев? Боюсь, что может быть только одна причина, по которой палестинцы в Газе и на Западном берегу относятся к себе как к беженцам в Газе и на Западном берегу: потому что они считают себя беженцами с земли, на которой расположен Израиль. Именно потому, что они не заинтересованы в двухгосударственном решении, их статус беженцев дает им право вернуться в Израиль, искоренить евреев, живущих в Израиле, и присвоить себе всю территорию еврейского государства. Хотя террористическая группировка ХАМАС не стесняется заявлять, что это их цель, де-факто эффект увековечивания статуса палестинских беженцев обязательно отражает именно эту цель. Это говорит мне о том, что сохранение БАПОР, а также повсеместное объявление палестинцев в секторе Газа и на Западном берегу беженцами — это просто попытка палестинцев и их сторонников искоренить Израиль и создать единое палестинское государство на территории, которая была британской подмандатной Палестиной.

Times of Israel, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи