Президент Дональд Трамп запоздал со своим долгожданным заявлением относительно того, должен ли Израиль утвердить суверенитет или аннексировать еврейские поселения на Западном берегу — территории, которую многие евангельские христиане и религиозные сионисты называют Иудеей и Самарией.
Более месяца назад на совместной пресс-конференции с премьер-министром Биньямином Нетаньяху президент США в ответ на вопрос журналиста заявил, что его администрация обнародует свою политику «примерно через четыре недели». Этот срок уже истек, однако источники в его окружении в беседе с The Media Line говорят, что президент, скорее всего, поддержит этот шаг.
Мирный план Трампа («сделка века») уже одобряет аннексию Израилем до 40% территории зоны С. Кроме того, в прошлом месяце он сказал, что Израиль — это «очень маленький кусок земли», подразумевая обеспокоенность по поводу его территориальных ограничений, когда его спросили об аннексии Западного берега. По мере того как нарастает ожидание, все внимание приковано к Белому дому.
В Израиле значительное число законодателей поддерживают этот шаг. В прошлом месяце спикер Кнессета Амир Охана поддержал призывы к Иерусалиму распространить свой суверенитет на Западный берег, заявив, что полный контроль над территорией — это «единственный путь» к достижению мира в регионе.
«Эти библейские, исконные части нашей земли, которые в Библии рассказывают историю нашего народа. Они предназначены для нас, для народа Израиля, должны находиться на территории государства Израиль, под властью Израиля, под полным израильским суверенитетом», — сказал Охана.
Ранее, в кулуарах Иерусалимской конференции «Бе-Шева», депутат Дан Иллуз заявил The Media Line, что передача любой части Западного берега палестинцам была бы «самоубийством», предупредив, что он может стать оплотом террора, как Газа до 7 октября.
Уже внесено несколько законодательных предложений, в том числе от Иллуза, которые либо выступают за суверенитет Израиля, либо, по крайней мере, направлены на предотвращение создания палестинского государства на этих территориях.
За пределами политической сферы Израиля христианские лидеры, сыгравшие ключевую роль в переизбрании Дональда Трампа, также выступают за суверенитет.
На прошлой неделе делегация христианских лидеров посетила Израиль, чтобы открыть Конференцию президентов (COP) христианских организаций в поддержку Израиля. Среди их главных политических приоритетов — поддержка Иудеи и Самарии, которые Ральф Рид, основатель коалиции «Вера и свобода», назвал «Библейским поясом» Израиля.
«Верующие в Библию христиане вместе с верующими в Библию евреями считают, что это сердцевина библейской земли, — сказал The Media Line Трей Грэм, старший пастор церкви First Melissa Church в Техасе. — Это земля Библии, Авраама, Исаака, Иакова, Давида, Иисуса — всех их, и поэтому она является и должна быть частью Израиля, и это Божий завет, данный Аврааму, повторяющийся из поколения в поколение. Нет никаких споров относительно принадлежности этой земли. Она должна быть частью Израиля. Так сказал Бог».
Однако Грэм признал, что проблемы могут возникнуть в юридической, политической и дипломатической сферах.
Многие лидеры поселенцев не заинтересованы в обсуждении проблем суверенитета, в том числе Ишай Флейшер, международный представитель еврейской общины Хеврона. Он напомнил The Media Line, что когда США объявили о переносе своего посольства из Тель-Авива в Иерусалим, десятки мировых лидеров позвонили президенту и предупредили, что он может начать Третью мировую войну. В ответ на это было лишь молчание, и с тех пор несколько других стран последовали его примеру.
«Мы предлагаем прекратить конфликт с помощью суверенитета, — сказал Флейшер. —Мы предлагаем арабам достойную жизнь. Мы живем в эпоху Трампа. Израиль должен соответствовать тем темпам, которые предлагает Трамп».
Мирный план президента Трампа, о котором он говорил во время своего первого срока, был отвергнут председателем Палестинской автономии Махмудом Аббасом еще до подписания Авраамовых соглашений. В результате этот план, скорее всего, больше не рассматривается, считает Харель Хорев-Халева, научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований имени Моше Даяна Тель-Авивского университета.
Итак, какие варианты остаются? Грэм сказал, что никто не знает наверняка. Он пояснил, что, хотя в Белом доме говорят о «большой картине», необходимо проработать тысячи деталей, если президент сделает такое важное заявление. «Никакой план не был обнародован, поэтому мы не знаем, где он будет применяться», — сказал Грэм.
В соответствии с соглашениями Осло Западный берег разделен на три зоны. Зона А находится под полным палестинским контролем. Зона B находится под управлением палестинской гражданской администрации и израильской службы безопасности. Зона С находится под полным контролем Израиля.
Флейшер и другие лидеры поселенцев выступают за распространение израильского суверенитета на все три зоны. Согласно этому сценарию, Палестинская администрация будет распущена, а управление возьмет на себя Израиль. Однако вместо предоставления израильского гражданства трем миллионам проживающих там палестинцев, они получат виды на жительство. Они будут пользоваться всеми правами израильских граждан, кроме участия в национальных выборах. По словам Флейшера, эта мера призвана сохранить еврейское демографическое большинство в Израиле.
Флейшер также считает, что Израиль должен сначала устранить джихадистское влияние в регионе, объявив экстремизм вне закона (подобные законы действуют в Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии). Те, кто поддерживает терроризм, считает Флейшер, должны будут покинуть страну. «Мы создадим программу по оказанию им помощи в добровольном переселении. Мы не замышляем никакого зла против них. Люди, которые хотят быть лояльными жителями Государства Израиль, останутся», — отмечает он.
Предложение Флейшера схоже с тем, за которое выступал бывший посол США в Израиле Дэвид Фридман в своей книге «Единое еврейское государство: Последняя, лучшая надежда на разрешение израильско-палестинского конфликта».

Однако Грэм обратил внимание на важную проблему: отказ от автоматического предоставления гражданства палестинцам создает проблемы с управлением: «Если вы автоматически отказываетесь предоставить этим палестинцам гражданство, это означает, что вы управляете значительной частью населения, которая не является гражданами. Таким образом, вы должны ответить на вопрос, какими юридическими правами они обладают?»
Другой вариант: Израиль может аннексировать только зону С, которая уже находится под его управлением.
Я не думаю, что Израиль аннексирует всю территорию, даже если Трамп «разрешит» это сделать», — сказал Дан Перри, бывший шеф ближневосточного бюро Associated Press и житель Израиля. Проблема, по его словам, заключается в том, что это приведет к созданию раздробленного Западного берега с разрозненными палестинскими анклавами, управляемыми Палестинской администрацией.
«Это тоже опасно, — сказал Перри, — но в меньшей степени».
Такой шаг также означал бы отказ Израиля от ключевых исторических еврейских объектов, таких как Вифлеем, где находится гробница Рахили, Хеврон, где находится Пещера патриархов, и Шхем (Наблус), где находится гробница Йосефа. Если Израиль уступит хотя бы контроль над безопасностью этих территорий, евреи могут полностью потерять доступ к ним — подобно тому, как это было в годы, когда они не могли посетить Храмовую гору, которая остается под властью иорданского вакфа.
Флейшер согласился с Перри в одном ключевом моменте: израильское правительство не готово к такому шагу, в основном потому, что к нему не готово израильское общество.
Хотя на Западном берегу проживает около полумиллиона евреев, опрос, проведенный в 2023 году газетой «Исраэль а-йом» и Форумом обороны и безопасности Израиля, показал, что 80% израильтян считают опасным передвижение по дорогам в этом районе.
Кроме того, только 9% респондентов сообщили, что в период с 2020 по 2023 год еженедельно посещали этот регион. При этом 20% респондентов ни разу не посещали Западный берег в этот период.
С другой стороны, опрос показал, что 70% еврейского населения ощущают историческую связь с Иудеей и Самарией, 63% — эмоциональную, а 48% — религиозную. В ходе опроса также были опрошены израильские арабы, и выяснилось, что чуть более трети (37%) ощущают такую же историческую связь.
Флейшер хотел бы, чтобы больше израильтян признали «здравый смысл» суверенитета и поддержали его. Перри, однако, утверждает, что долгосрочные издержки такого шага перевесят любые краткосрочные выгоды в плане суверенитета или безопасности.
«Аннексия заставит Израиль сделать невозможный выбор: либо отказать палестинцам в гражданстве, превратившись в государство апартеида, либо предоставить им равные права, серьезно подорвав еврейский характер Израиля, а в случае присоединения Газы и вовсе потеряв его, — пояснил Перри. — Ни один из этих вариантов не является устойчивым, но, скорее всего, страна выберет первый, что положит конец ее демократическому характеру. Создание системы, в которой два населения живут под одной властью, но имеют совершенно разные права, подорвет моральный авторитет Израиля, создаст риск крупной вспышки насилия и постепенно приведет к статусу мирового изгоя, что разрушит израильскую экономику, ориентированную на экспорт».
Перри предупредил, что Европа, крупнейший торговый партнер Израиля, может ввести жесткие экономические санкции, что подорвет его процветание. Он добавил, что многие страны, скорее всего, осудят Израиль за нарушение международного права. Кроме того, это может поставить под угрозу мирные соглашения и соглашения о нормализации отношений, которые Израиль уже заключил с Иорданией, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Марокко, Бахрейном и Суданом.
Иерусалимец Джереми Иссахарофф, в прошлом израильский посол Израиля в Германии, поддержал эти опасения. Он утверждает, что аннексия также поставит под угрозу любую возможность политического урегулирования с палестинцами: «ХАМАС вступил в войну не только для того, чтобы убивать израильтян, но и для того, чтобы подорвать ПА. Они хотели уничтожить любую возможность израильско-палестинского примирения в принципе. Если не будет палестино-израильского решения, то ХАМАС получит то, что хочет».
Представитель ФАТХа подтвердил мнение Иссахароффа в интервью Fox News Digital: «Аннексия Западного берега отбросит нас назад в 1948 год и разрушит любую будущую стабильность и перспективы мира».
Перри также предупредил, что аннексия может привести к поляризации жизненно важной поддержки Израиля в Соединенных Штатах: «Это станет партийным вопросом, оттолкнет либеральных и молодых американских евреев, которые в подавляющем большинстве поддерживают решение о двух государствах, и поставит под угрозу двухпартийную поддержку, на которую Израиль уже давно рассчитывает».
С практической точки зрения, добавил Перри, это также уничтожит еврейское демографическое большинство в Израиле: «Аннексия, хотя и мотивированная религиозным еврейским фанатизмом, не сделает страну более или менее еврейской».
Остается еще один вопрос: почему Израиль ждет, пока президент Соединенных Штатов порекомендует или даже продиктует ему политику на Западном берегу? Если Израиль хочет аннексировать земли, завоеванные им в Шестидневной войне 1967 года, он может это сделать. Если нет, то и не должен, утверждают некоторые аналитики.
Иссахарофф отметил, что в то время как президент Трамп, похоже, определяет политику в переговорах о заложниках и перемирии, теперь кажется, что он может решить вопрос о подходе Израиля к суверенитету на территориях: «Премьер-министр не принимает решений по важнейшим вопросам, касающимся национальной безопасности Израиля. Я не уверен, что президент Соединенных Штатов понимает последствия суверенитета».
Грэм выразил схожие чувства. Хотя он является евангельским христианином и верит, что земля принадлежит Израилю, он сказал, что было бы ошибкой считать президента Трампа «экспертом в израильской дипломатии, политике и законах»: «Он не может принимать такие решения, и американские правительства не должны принимать такие решения. Американское правительство должно сказать, что мы поддерживаем идею о том, что это библейская территория, данная Израилю Богом, и мы считаем, что вы имеете право контролировать ее. Но то, как вы это реализуете, это очень сложно и не может и не должно решаться Трампом или любым другим американским чиновником».
Ynet, перевод Ильи Амигуда