На данном этапе Израиль стоит перед дилеммой, требующей от него выбора между тремя основными вариантами развития событий в секторе Газа.
Вариант 1: Прекращение огня и вывод войск из Газы
Этот вариант предполагает бессрочное прекращение огня и вывод израильских войск из сектора в обмен на освобождение всех заложников, живых или мертвых, при этом ХАМАС получает международные гарантии того, что против него не будет вестись дальнейшая война.
Проблема с этим вариантом заключается в его противоречии с концепцией «абсолютной победы», которую премьер-министр Биньямин Нетаньяху поставил в качестве основной цели войны. Он неоднократно клялся, что не откажется от этой цели. Если он согласится на этот вариант, то рискует потерять парламентское большинство, поскольку крайне правые партии в его коалиции, скорее всего, выйдут из правительства, что может привести к его распаду и новым выборам. Опросы показывают, что при таком сценарии его коалиция проиграет оппозиционным партиям.
Кроме того, при таком варианте ХАМАС останется доминирующей военной силой в Газе, даже если будет сформировано технократическое палестинское правительство. Ситуация в Газе будет напоминать Ливан перед последней войной, где «Хезболла» фактически контролировала процесс принятия решений. Учитывая события 7 октября 2023 года, Израиль вряд ли смирится с такой реальностью. Поэтому этот вариант будет возможен только в том случае, если палестино-арабские силы, поддерживаемые международным сообществом, возьмут под контроль сектор, разоружат ХАМАС и устранят его руководство, чему группировка жестко противится.
Вариант 2: Возобновление войны и полный контроль над Газой
Этот вариант предполагает возобновление войны против ХАМАСа, полную оккупацию Газы, установление израильского военного правления и ликвидацию лидеров ХАМАСа и оставшихся сил группировки.
Этот сценарий в политических кругах Израиля расценивается как более вероятный, особенно после возвращения к власти в США Дональда Трампа, его решительной позиции в отношении ХАМАСа и предложенного им плана по переселению жителей сектора. Некоторые ультраправые партии в Израиле видят в этом золотую возможность установить полный контроль над Газой.
Однако этот вариант сопряжен со значительными трудностями, в том числе:
Заложники. В случае вторжения в сектор ХАМАС может потерять стимул к переговорам, что приведет к вероятной казни заложников, которая может вызвать массовые протесты в Израиле, чреватые свержением правительства.
Человеческие и экономические издержки. Полная оккупация обойдется дорого, включая потери среди израильских солдат, экономическую нагрузку на резервистов и замедление темпов роста экономики Израиля. Кроме того, йеменские хуситы могут усилить ракетные обстрелы израильских городов.
Дипломатические последствия. Отношения с умеренными арабскими государствами могут значительно ухудшиться.
Управление Газой. Израиль будет нести прямую ответственность за управление и содержание населения Газы, что наложит на него тяжелое экономическое бремя. Более того, арабские и западные доноры откажутся финансировать восстановление, пока Газа остается под контролем Израиля.
По этим причинам израильские руководители должны тщательно взвесить все эти факторы, прежде чем принять решение о возобновлении войны.
Вариант 3: Продление режима прекращения огня
Этот вариант предполагает продление режима прекращения огня еще на несколько месяцев в обмен на дополнительное освобождение заложников и доставку гуманитарной помощи в Газу. Однако это лишь отсрочит принятие окончательного решения между первым и вторым вариантами.
Какой вариант лучше?
На мой взгляд, первый вариант — прекращение огня и вывод войск — является наиболее выгодным для Израиля на данном этапе. ХАМАСу будет трудно управлять Газой после войны, особенно при ограниченных финансовых ресурсах и отсутствии усилий по восстановлению. После возвращения всех заложников Израиль мог бы согласиться на египетско-арабский план управления Газой при условии, что она станет демилитаризованной зоной под арабским и международным надзором, исключающим любую прямую ответственность Израиля, включая электро- и водоснабжение.
В конечном итоге трудно предсказать, по какому пути пойдет израильское правительство. Как говорится, «tomorrow holds the answer».
Times of Israel, перевод Якова Скворцова