| Надав Эйяль
Надав Эйяль

Антихамасовские протесты в Газе вселяют надежду

Антихамасовские протесты в Газе вселяют надежду

Протесты, вспыхнувшие в Газе, должны радовать не только израильтян, но и всех, кто стремится к безопасности и миру в регионе. Они также ставят острый вопрос: что скажут те, кто утверждал, что в Газе нет невинных, что все там за ХАМАС и что весь сектор несет ответственность за 7 октября, сейчас, когда по всему миру разошлись видеозаписи демонстраций палестинцев, протестующих против власти ХАМАСа?

Несомненно, некоторые поспешат объяснить: это именно результат военного давления Израиля. Они будут утверждать, что демонстранты были когда-то сторонниками ХАМАСа, а теперь отвернулись от него — это, мол, знак того, что палестинцы осознали превосходящую силу Израиля. Ни больше, ни меньше. Конечно, отчасти это может быть правдой. Но это далеко не полная картина.

В Израиле давно известно, что ХАМАС в течение многих месяцев фальсифицировала опросы общественного мнения в Газе в связи с падением своей популярности. Во время войны и до нее хамасовский режим подвергался серьезной критике. ХАМАС жестоко подавляла инакомыслие с помощью пыток и казней. Ранее я приводил сообщения находившихся в Газе сотрудников международных гуманитарных организаций, которые говорили: когда лидеры ХАМАСа выйдут из туннелей и война закончится, народ ополчится на них. Ненависть к ним, по словам этих наблюдателей, безмерна.

Протесты, вспыхивающие сейчас, происходят не в вакууме. Жители Газы недавно ощутили относительное спокойствие в результате длительного прекращения огня. Многие из них вернулись на свою землю после нескольких месяцев, проведенных во временных убежищах. Они своими глазами видели разрушения. Многие устали от войны, а некоторые вообще никогда не поддерживали ХАМАС.

Это не значит, что некоторые из них не причастны — действием или молчанием — к зверствам 7 октября. Это также не означает, что они стали сторонниками Израиля, особенно на фоне повсеместных разрушений в Газе. Но когда людям больше нечего терять, они готовы выйти на усыпанные руинами улицы, чтобы осудить деспотичный, склонный к геноциду режим.

И без протестов ясно, что в Газе есть невинные люди. Любой ребенок невиновен по определению. Но с политической точки зрения протесты подчеркивают важнейший момент: на другой стороне есть люди. Мы слышали голоса лидеров общин в Бейт-Лахии, которые молили о будущем для своих детей, жаждали нормальной жизни и свободы.

Тем не менее, после 7 октября мы должны избавиться от иллюзий. В Газе живут кровожадные фундаменталисты, которые хотят, чтобы все горело синим пламенем. Именно они держат нас в заложниках — в кандалах, глубоко в темных туннелях репрессий и невежества. Эти фанатики остаются у власти не только благодаря грубой силе и организационной хватке ХАМАС, но и благодаря покорности населения. При всем мужестве, проявленном в таких местах, как Бейт-Лахия, это еще не народное восстание против ХАМАСа — хотя оно может произойти скорее, чем ожидается.

Жители Газы, несмотря на слухи, останутся соседями Израиля. Некоторые говорят о полной победе, проводя сравнения с Германией и Японией после Второй мировой войны. В обоих случаях Соединенные Штаты предложили убедительную модель другой жизни на следующий день. Они вкладывали свои собственные деньги в побежденные страны, несмотря на огромные американские потери и ужасы, творимые этими режимами.

План Маршалла по восстановлению Германии не был популярен в США. Руководство США все равно его реализовало, понимая, что некоторые вещи должны быть сделаны ради региональной стабильности, долгосрочной безопасности и победы в холодной войне. В истории не следует искать уроки, оправдывающие бесконечную войну или кампанию мести в римском стиле.

Правлению ХАМАС в Газе должен быть положен конец. Ее лидеры должны уйти. Вооруженные силы, созданные ХАМАС и другими боевыми группировками, должны быть демонтированы — действительно демонтированы, а не прикрыты фасадом в стиле «Хезболлы». Война может закончиться завтра, если ХАМАС согласится изгнать свое руководство и основных боевиков, как это сделала ООП в Бейруте в 1982 году, и вернуть всех заложников в рамках единой сделки. Это и есть цель. Именно здесь международное сообщество должно оказать давление.

Даже если этот день еще далек, Израиль должен наметить видение другой реальности, альтернативной структуры управления, какого-то будущего. Не ради тех, кто осмелился выйти на марш против ХАМАС, а ради нашего собственного будущего.

Победа требует умения чувствовать ее приближение, улавливать трещины по мере их появления и пробивать их дальше. Война выигрывается не одними бомбами, но и политическими маневрами. С помощью смелой мудрости, а не только бурного рвения.

Если мяч на нашей стороне (и да, пока это лишь несколько протестов), мы должны нанести удар.

И самое главное, мы должны помнить: военные действия иногда могут быть необходимы, но они не являются самоцелью. Те, кто не предлагает никакого видения последующего дня, предлагают только бесконечную войну. А бесконечная война — это, по-своему, форма поражения.

Ynet, перевод Якова Скворцова

Похожие статьи