| Довид Гернец
Довид Гернец

Продажа хамеца: еще одно хлебное дело

Продажа хамеца: еще одно хлебное дело

Во время Песаха евреям запрещено есть квасное и владеть им. На протяжении всей истории это приводило к проблемам, которые угрожали самому существованию еврейского народа. Раввины находили творческие решения.

Всем известны имена таких сверхбогатых людей, как Илон Маск, Джефф Безос и Марк Цукерберг. Но есть один малоизвестный человек, который входит в их число хотя бы на одну неделю в году, — это 65-летний Хусейн Джабар из Абу-Гоша, небольшого арабского городка неподалеку от Иерусалима. Однако его временное состояние складывается не из автомобилей, ракет или интернет-услуг, а из хлеба и макарон!

Каждый год перед Песахом этот израильский араб покупает у государства весь запас хамеца, который оценивается более чем в 150 миллиардов долларов США, за «небольшой» первый взнос в 20 000 шекелей (около 5 000 долларов США) — с условием, что он переведет оставшуюся сумму к Песаху. Однако каждый год ему не удается собрать эту миллиардную сумму, поэтому после праздника сделка расторгается, а хамец возвращается к своим первоначальным владельцам.

Необычная сделка

Эта необычная сделка на хамец, принадлежащий всем израильским министерствам, полиции, авиакомпаниям и кошерным предприятиям общественного питания, заключается главными раввинами в присутствии министра финансов Израиля.

Джабар занимается этим «бизнесом» уже 29 лет. Во время своей многолетней работы в иерусалимском отеле Ramada он однажды познакомился с тогдашним главным ашкеназским раввином Исраэлем Меиром Лау, и так получилось, что в 1995 году он стал покупателем всей хамеца еврейского государства.

100898761-1440x960-1160x773-c-default.jpg
Хусейн Джабар со своим пасхальным приобретением

Однако не только в Израиле каждый год перед Песахом совершаются подобные продажи, но и во всем мире, почти во всех еврейских общинах — пусть и не на такие суммы. Но почему хамец обязательно должен быть продан перед Песахом и почему такая сделка галахически допустима?

В Песах запрещено есть хамец, то есть любое зерно, которое находилось в контакте с водой более 18 минут и уже «заквашено». Однако запрещено также иметь хамец в собственности, как сказано в Торе: «Пусть не будет видно квасного хлеба и квасных дрожжей во всей земле твоей».

Употребить или уничтожить

Из этого стиха мы узнаем, что зерновые продукты должны быть либо использованы, либо уничтожены до Песаха. Мудрецы также постановили, что хамец, который находился во владении еврея в Песах, нельзя есть даже после праздника.

Однако существуют источники времен Мишны, согласно которым при определенных обстоятельствах можно воздержаться от уничтожения хамеца и продать его нееврею.

В Тосефте (трактат Песахим, главы 2, 6-7) рассказывается о человеке, который отправляется в длительное путешествие непосредственно перед Песахом и имеет при себе хамец, который понадобится ему до конца путешествия. В ней говорится, что в такой ситуации ему разрешается продать или отдать свою хамец нееврею и выкупить ее после Песаха.

Рабби Амрам Гаон (810-875) пишет, что возможность продажи существует не только на корабле, но и в подобных исключительных ситуациях, но подчеркивает, что это должна быть законная продажа и что эту процедуру нельзя повторять каждый год.

В течение последующих 500 лет, по-видимому, хамец обычно либо использовался, либо уничтожался до Песаха, и не было особой необходимости продавать его из года в год.

Однако к концу Средневековья обстоятельства изменились. В то время евреи все чаще производили алкоголь или торговали спиртными напитками, такими как водка или шнапс, то есть хамецем. Полностью употребить их до Песаха было невозможно, а необходимость уничтожать их каждый год означала такие финансовые потери, что бизнес потерял бы рентабельность.

Символическая сумма

Рабби Исраэль Иссерлейн (1390-1460), один из крупнейших ашкеназских галахических авторитетов XV века, разрешил регулярно продавать хамец, даже если за него платили лишь символическую сумму.

Сефардский раввин Йосеф Каро (1488-1575), автор Шулхан Аруха, примерно в то же время поддержал продажу хамеца — при условии, что он не должен находиться на территории, принадлежащей еврею. В тех случаях, когда и это было невозможно, например, при продаже целого склада спиртных напитков, многие раввины разрешали временно продать или сдать в аренду это имущество, чтобы оно не являлось еврейской собственностью с юридической и галахической точки зрения.

Однако были и выдающиеся раввины, которые были категорически против таких продаж хамеца, потому что, по их мнению, это, очевидно, была просто фиктивная сделка, чтобы избежать уничтожения хамеца.

Это мнение было вполне обоснованным: в XIX веке в Австро-Венгрии существовал закон, что каждый договор должен иметь официальную печать властей. Императору даже была подана жалоба на то, что контракты на продажу хамеца не были заверены печатью. Император отклонил жалобу, сославшись на то, что это религиозный вопрос, который не требует печати. Это решение императора некоторые расценили как доказательство того, что продажа не являлась настоящей.

Раввин города или общины как «посредник»

В настоящее время в еврейских общинах по всему миру принято продавать хамец перед Песахом. Как правило, раввин города или общины выступает в роли «организатора сделки». Члены общины подписывают доверенность, уполномочивающую его продавать их хамец.

Некоторые частные лица избегают продавать «настоящий» хамец (в отличие от продуктов, которые могут содержать хамец), чтобы соблюсти вышеупомянутые мнения, не признающие регулярной продажи хамеца. Однако это лишь хумра, или дополнительное устрожение, хотя, строго говоря, это разрешено согласно Галахе.

Есть и другие «товары», в отношении которых существует спор, должны ли они включаться в продажу хамеца. Например, существуют разногласия по поводу того, нужно ли продавать акции или доли в компании, владеющей хамецем. Некоторые раввины считают, что они не подпадают под запрет владения хамецем и поэтому не подлежат продаже. По сути, вопрос заключается в том, как рассматривать акции с галахической точки зрения. Обычно акции также продают, чтобы подстраховаться.

Еще одна тема для обсуждения — как следует продавать хамец. В еврейском праве существует несколько видов киньяним (форм приобретения имущества), и есть разные мнения о том, какие киньяним подходят для этой продажи. Возможными киньяним являются «кесеф» (деньги), «штар» (договор), «агав» (приобретение залога) и «ткифат каф» (рукопожатие). Чтобы подстраховаться, здесь также используются все формы приобретения собственности.

Иногда приходится включать в продажу и неожиданные товары. В 2007 году выяснилось, что в корме для собак, находящихся на службе ЦАХАЛа, содержится хамец. Однако армейский ветеринар пожаловался, что собакам вредно отходить от привычной пищи на целую неделю. Это создало галахическую проблему: с одной стороны, собачий корм не должен был находиться в еврейском владении, а с другой стороны, собак, принадлежащих евреям, вообще нельзя кормить хамецом в Песах.

Израильский военный раввинат придумал креативное решение: они продавали собачий корм вместе с собаками! Однако, поскольку это был особенно чувствительный «продукт», за которым нелегко ухаживать, собаки и их корм были проданы не Хусейну Джабару, как остальной государственный хамец, а офицеру израильской армии — друзу.

Jüdische Allgemeine, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи