| Ариэль Беэри
Ариэль Беэри

Избавьтесь от вчерашних политических дефиниций

Избавьтесь от вчерашних политических дефиниций
Демонстрация в Иерусалиме против отставки шефа ШАБАКа Ронена Бара, 18 марта 2025 г. Фото: Yonatan SIndel/Flash90

Традиция Песаха призывает нас выявить ограничения, которые сдерживали нас в прошлом году, чтобы освободиться от них в году наступившем. Я надеюсь, что в этом году мы найдем способ освободить себя и наши общества от политических определений, которые вызывают столько поляризации, столько ненужных распрей: категории «левых и правых».

В Израиле левые и правые стали символизировать разные общества. У каждого из них свое уничижительное представление о другом: правые считают левых предателями, готовыми поступиться еврейскими интересами ради ошибочных универсалистских идеалов, которые ставят Израиль под угрозу. Левые считают правых супрематистами, применяющими к неевреям те же расистские методы поведения, от которых евреи страдали на протяжении веков в изгнании. Правые утверждают, что левые забыли, что значит быть евреем, левые утверждают, что правые забыли, что значит быть сионистом.

Правые утверждают, что, с помощью глубинного государства, левые блокируют их способность управлять страной. Левые утверждают, что правые находятся у власти уже почти два десятилетия и основательно развратили систему.

И так далее. Разумеется, все это не совсем правда. Однако эти стереотипы повторяются почти ежедневно, разрывая наше общество на части.

Те, кто стремится вырваться из этой дихотомии, называют себя центристами и, тем самым вновь напоминают о лево-правом спектре, оставаясь в его узких рамках. Они призывают к стойкости, к единству, к политике здравого смысла — и снова, снова и снова проигрывают битву за сердца и умы. В мире, где полюса столь радикально противоположны, центр не способен удержаться.

Если мы чему-то научимся из Седера и настойчивого стремления Хаггады изложить историю нашего освобождения, то от того, как мы объясним прошлое и настоящее, зависит то, как будет строиться будущее. Если мы хотим чему-то научиться из седера и Агады, которые настойчиво стремятся изложить историю нашего освобождения, то прежде всего необходимо усвоить, что то, как мы объясняем прошлое и настоящее, определяет, как создается будущее.

Например, освободившись от парадигмы «левые-правые», мы можем заметить, что нынешнее правительство во главе с Биньямином Нетаниягу — самое социалистическое за последние полвека: больше денег перераспределяется от производящих к берущим, чем когда-либо прежде. Называя «Еш Атид» центристской, вы скрываете абсолютно прокапиталистическую экономическую политику, лежащую в основе идеологии партии: мировоззрение, дружественное финансам, которое большинство социал-демократов предали бы анафеме в любом другом контексте. Придерживаясь понятий «левые» и «правые», мы забываем, что Нетаньяху сознательно финансировал ХАМАС, а Яир Голан буквально бросился на защиту нашей страны и ее граждан, пока наше руководство пряталось в своих норах.

Это и есть Мицраим, то, что мудрецы объясняли как узкие проливы или психические ограничения, из которых нам нужно вырваться в этот праздник освобождения.

Я считаю, что лучше всего определять нашу политику по спектру между концентрированным и распределенным лидерством, или, чтобы дать нам спектр, вертикальным и горизонтальным лидерством.

Те, кто верит в вертикальное лидерство, считают, что самый мудрый и успешный знает все лучше всех и должен принимать решения за остальных. Как и многие партии, входящие в коалицию Нетаньяху, это партии, в которых небольшое число раввинов определяет политику, основываясь на своей мнимой мудрости. В вертикальных культурах считается, что лидерство, однажды заработанное, заслуживает преданности. Лидер знает лучше всех.

Те, кто верит в горизонтальное лидерство, напротив, считают, что каждый человек обладает собственными полномочиями и должен иметь право определять свое благосостояние. Горизонтальные культуры верят в распределенное лидерство и полагаются на законы, принятые на основе широкого согласия и поддерживаемые государственными служащими, которые стремятся к беспристрастности. Горизонтальные культуры стремятся передать принятие решений, влияющих на повседневную жизнь, отдельным людям и их сообществу, распространить власть по краям, чтобы ни один человек или группа с особыми интересами не могли принуждать людей, накапливая контроль.

Если рассматривать политическую историю Израиля через эту линзу, то можно лучше объяснить, почему так много современных правых сравнивают себя с первым премьер-министром Давидом Бен-Гурионом: левые изначально были вертикальными, а правые Бегина — горизонтальными. Вот почему так много приверженцев классического «Ликуда» выступают против попыток нынешнего правительства сконцентрировать власть и почему правительство Нетаньяху буквально держится на голосах ортодоксальных и ультраортодоксальных партий, полностью выстроенных на вертикальном лидерстве.

До следующих выборов в Израиле осталось не более двух лет. Как показали последние пять выборов, существующие партии, представленные в спектре от правых до левых, находятся в тупике. При этом более 70% израильтян выступают против вертикальной культуры, которую представляет Нетаньяху, против концентрации власти в руках немногих.

Нам нужно новое политическое движение, которое будет представлять эту общность. Новый политический альянс, который укрепит приверженность израильтян к распределению власти, восстановит наши государственные институты для защиты этики личной свободы, чтобы предотвратить наше возвращение в эти узкие проливы.

Times of Israel, перевод Ларисы Узвалк

Похожие статьи