Когда друзья ссорятся, Азербайджан вмешивается

Когда друзья ссорятся, Азербайджан вмешивается

В Баку никогда не скрывали стремления видеть своими друзьями обоих ключевых партнеров — Турцию и Израиль. Хотя о практических шагах в этом направлении долгое время говорили мало, работа велась последовательно, что подтверждали и израильские дипломаты. Позицию Азербайджана ясно обозначил помощник президента Хикмет Гаджиев в интервью изданию Israel HaYom, подчеркнув: «Турция — братская страна Азербайджана, а Израиль — наш стратегический партнер. Мы хотим, чтобы наши друзья действительно были друзьями друг другу. Если стороны поддержат такую инициативу, Азербайджан всегда будет это приветствовать».

Эти усилия не пропали даром. 9 марта 2022 года произошло историческое событие: президент Израиля впервые за многие годы посетил Анкару. Позже в Нью-Йорке состоялась встреча между президентом Эрдоганом и премьер-министром Нетаньяху.

Сегодня Азербайджан вновь выступает в роли посредника в урегулировании очередного, второго по счёту, кризиса в отношениях между Турцией и Израилем. 9 апреля в Баку прошла первая техническая встреча представителей Израиля и Турции, посвященная урегулированию конфликта в сирийском направлении. Поводом послужили недавние израильские удары по сирийским аэродромам в районе Пальмиры, которые Анкара намеревалась взять под контроль.

Взаимоотношения между Израилем и Турцией сохраняют напряженность. Обе страны сильны, амбициозны и стремятся отстаивать в регионе собственные интересы. Однако для Баку особенно важно, что обе они являются его близкими союзниками. Именно поэтому Азербайджан всегда стремился играть миротворческую роль между Анкарой и Тель-Авивом, опираясь на принцип: друг моего друга — мой друг.

Выступая на форуме в Университете АДА, президент Ильхам Алиев впервые публично сообщил о проходящих при посредничестве Баку турецко-израильских переговорах. Он подчеркнул, что напряженность между двумя дружественными государствами вызывает у Азербайджана тревогу: «Мы знаем алгоритм действий и прилагаем все усилия, чтобы быть полезными. Говорить больше сейчас, вероятно, преждевременно, ведь речь идет о двусторонних отношениях, и только сторонам решать, насколько публичным должен быть этот процесс. Во время первого раунда нормализации мы полностью хранили молчание и действовали за кулисами. Представьте себе: мы поступаем так же и сейчас, надеясь, что это приведет к нормализации. Всегда плохо, когда у твоих друзей напряженные отношения. Это плохо для них, плохо для нас и для всего мира».

Слова главы Азербайджана оперативно подтвердили обе стороны. Пресс-секретарь Министерства национальной обороны Турции контр-адмирал Зеки Актюрк сообщил, что 9 апреля в Баку действительно состоялась первая техническая встреча Турции и Израиля, посвященная созданию механизма деэскалации в Сирии.

Факт переговоров подтвердили и в канцелярии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Делегацию возглавил председатель Совета национальной безопасности Цахи Анегби, в ее состав вошли высокопоставленные представители Минобороны и спецслужб. Израильская сторона выразила благодарность президенту Азербайджана за организацию этих важных переговоров. В ходе встречи обсуждались взаимные интересы в регионе, было принято решение продолжить диалог.

Текущий кризис — второй столь острый эпизод в отношениях Анкары и Тель-Авива. Первый произошёл в 2010 году, после инцидента с судном Мави Мармара, направлявшимся в сектор Газа с гуманитарным грузом в составе так называемой «Флотилии свободы». После штурма корабля израильским спецназом погибли девять человек (восемь из них были гражданами Турции), ещё 30 получили ранения.

Отношения между двумя странами тогда резко ухудшились. Даже США, по признанию тогдашнего госсекретаря Хиллари Клинтон, были потрясены масштабом конфликта. Турция объявила о пересмотре военно-морской стратегии и о намерении перебросить часть флота в район израильских территориальных вод. В ответ Израиль активизировал связи с армянским лобби в Конгрессе США, в том числе по вопросам признания так называемого «геноцида армян», и поддержке притязаний Еревана на гору Агрыдаг (Арарат).

Пока международные игроки пребывали в недоумении, Азербайджан начал действовать. Его посредническая роль в тот момент не афишировалась, но позже израильские эксперты начали намекать на вклад Баку.

Теперь, спустя годы, президент Ильхам Алиев открыто заявил: именно Азербайджан в своё время сыграл ключевую роль в нормализации отношений между двумя его союзниками: «Во время первого кризиса мы активно участвовали в сближении сторон. Да, не только Азербайджан, но я уверен — мы были номером один. Всё происходило за кулисами. Мы не делали этого ради похвалы. Мы просто хотели помочь братскому государству, Турции, и нашему другу, Израилю, восстановить диалог», — отметил он.

Сегодня Азербайджан ставит перед собой ту же задачу: способствовать сближению между двумя своими ключевыми партнерами. Имея за плечами успешный опыт миротворчества, проверенные каналы коммуникации и высокий уровень доверия со стороны как Турции, так и Израиля, Баку обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы вновь сыграть решающую роль. В условиях, когда регион сталкивается с новыми вызовами — от напряженности в Сирии до усиливающейся конкуренции держав на Ближнем Востоке — важность подобных мирных инициатив особенно возрастает. Азербайджан демонстрирует, что может быть не только поставщиком энергии и безопасности, но и архитектором дипломатических решений в одном из самых сложных регионов мира. Если начатый в Баку процесс увенчается успехом, это станет не только внешнеполитической победой для самой страны, но и ярким примером того, как малая держава способна влиять на большие процессы — на основе доверия, баланса и дипломатического мастерства.

Похожие статьи